|
|
N°206, 11 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Парни из стали
В «Олимпийском» прошел последний в России концерт группы a-ha
Газета «Время новостей» просуществовала десять лет, и все эти десять лет группа a-ha достаточно регулярно выступала в Москве. Все эти годы мы писали почти про каждый концерт -- один только пропустили, который в поддержку альбома Analogue, хотя иной раз сочинить что-то путное было непросто: любовь к музыке группы боролась с естественным желанием журналиста сказать правду, ну и, хе-хе, покритиковать немножко. Знаете, когда собираешься на десятый за неделю концерт не ради работы, а чтоб душой отдохнуть, то от завышенных ожиданий никуда не деться. Посему, наверное, все опубликованные нами материалы про концерты a-ha перепевают, в общем, одну и ту же мысль: песни прекрасные, исполнение хорошее, но могли бы сыграть тот или иной хит, могли бы не играть этот, в такой-то части звук подкачал, зато здесь был хорошим и т.п. Ну и, конечно, пытаешься что-то предсказать, экстраполировать, так сказать, свои ощущения в будущее.
Так, в 2003-м, посетив концерт группы в Кремле, мы с коллегой Святославом Бирюлиным придумали такой тезис о разности восприятия в России англо- и русскоязычной попсы: «...если a-ha и впрямь запишет песню на русском, еще неизвестно, что из этого получится». Группа a-ha всегда сочиняла лирику исключительно на английском, никаких русскоязычных песен в их планах не было, однако наша смешная фантазия отозвалась много лет спустя: в прошлом году в интервью мне Магне сказал, что его новый музыкальный проект, супергруппа с участием вокалиста датского коллектива Mew и басиста Coldplay, называется русским словом Apparatjik, причем кто такие «аппаратчики» -- он в курсе.
В 2002-м концерт в «Олимпийском» задел за живое: «...ничего особенного a-ha не «выдали» -- нынешний концерт не идет ни в какое сравнение с прошлогодним. Во-первых, ужасный звук -- его не отстроили даже к концу программы, что вообще нонсенc. Новая бек-вокалистка ... пела, в общем, нормально, но создавалось ощущение, что она просто не слышит вокалиста Мортена Харкета. А Мортен (нервно теребивший контрольный наушник), кажется, не слышал ни ее, ни себя. Голоса часто попросту разъезжались. И звукооператор, наверное, тоже никого не слышал». В конце репортажа рассерженный молодой корреспондент вынес норвежскому трио страшный приговор: «Lifelines -- довольно слабый и вторичный альбом, однако по инерции, на волне успеха позапрошлогоднего диска Minor Earth, Major Sky, ему удалось попасть на вершины хит-парадов. В общем, если все европейское турне пройдет с таким качеством, можно смело говорить о конце группы a-ha. Во всяком случае в концертной ипостаси». Ну вот, как говорится, добазарился...
С тех пор a-ha, как видим, просуществовала восемь лет, съездила в несколько мировых турне, на качество которых никто не жаловался, выпустила несколько довольно актуальных альбомов и очередной сборник лучших вещей. Казалось, Мортен, Пол и Магне навечно превратились в идеальную концертную машину и безотказный комбайн по сбору денег с залов любой вместимости, но тут они, к полному изумлению поклонников, решили перестать работать вместе. О чем и сообщали в прошлом году в телефонных интервью, щедрых, минут по двадцать -- до того организовать «фонер» с музыкантами было нереально. Не любят люди разговаривать. Но тут всех уважили, объяснив заодно, почему на пике стабильности вдруг решили разойтись. Ответ прост: вот именно потому, что на пике -- уходить надо красиво. «Закончить на высокой ноте -- привилегия», -- несмотря на эти слова Мортена Харкета вашему корреспонденту, в прошлом году в репортаже о концерте мы рискнули заметить: «...хочется надеяться, что этот концерт не был прощальным. Что мощное мировое турне этого и следующего года сделает загогулину, завернет к нам еще раз. Объяснение какое-нибудь придумается: ну там, продолжение турне, по просьбам трудящихся. Мы уже заранее на все согласны». Хотите верьте, хотите нет, но о том, что группа заедет еще раз, я узнал только после того, как концерт прошел и заметка была напечатана. И хотел бы изобразить из себя пророка, пользуясь тайной инсайдерской информацией, но не было ее у меня, не было! А объяснение нашлось простое: прошлогоднее выступление -- оно «в поддержку альбома Foot of the Mountain», а вот нынешнее -- прощальное.
Поэтому вернемся к завышенным ожиданиям. Первая примерно треть концерта копировала прошлогоднее выступление. Начали опять с The Sun Always Shines on TV. Картинки на экранах -- те же, даже одеты музыканты в знакомые костюмы-тройки со стальным отливом. Звук, по крайней мере, у нас в танцпартере, поначалу был плохой -- клавиши просто искаженные. Но потом стал лучше. С сет-листом тоже все понятно, без особых сюрпризов: последний сборник лучших вещей минус несколько песен; жертвой хронометража пала, в частности, чудесная баллада Velvet. Сыграли зато There's Never a Forever Thing -- кажется, нечасто a-ha исполняют эту песню (она не была мегахитом и не везде выходила синглом). Прозвучала и совсем неожиданная (Seemingly) Nonstop July.
Что-то сыграли в акустике. В хитах гитарного брит-поп-альбома Minor Earth Major Sky (заглавная и Summer Moved On) саунд изменили на более синтезаторный-восьмидесятнический. А вот последний диско-хит, вышедшую в июне песню Butterfly, Butterfly (The Last Hurrah) представили, напротив, в балладном духе, без барабанов. Поиграли то есть немножко со своими песнями, но добились цельности звучания всего сет-листа и полного ощущения 80-х. А так в основном понятный набор, все вдоль и поперек известные The Living Daylights, Touchy!, The Blood That Moves The Body, Crying In The Rain -- почти на всех многотысячная толпа пыталась соревноваться в пении с Мортеном (1:0 в пользу Мортена). Певец же заливался как соловей и вытягивал все фирменные длинные высокие ноты, включая знаменитые «двадцать секунд» в Summer Moved On, доводящие зал до полного восторга. Тоже, в общем, обычное дело.
Турне без ложной скромности назвали Ending on a High Note -- «Закончить на высокой ноте». Мы видели хороший концерт a-ha, их творчество в ретроспективе. Считать это высокой нотой или же нотой на полтона ниже -- личное дело каждого.
Александр БЕЛЯЕВ