Время новостей
     N°206, 11 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.11.2010
Игра без правил
Отношение государства к игорному бизнесу может измениться
Президент Дмитрий Медведев подписал закон, исключающий Ростовскую область из числа регионов, где могут быть расположены зоны с легально действующими игорными заведениями. Эксперты видят в этом начало движения государства навстречу игорному бизнесу и угрозу для остальных трех будущих российских «лас-вегасов».

Подписанный главой государства закон очень короток. Он исключает Ростовскую область из перечня легально разрешенных в России игорных зон, содержащегося в законе 2006 года №244-ФЗ «О государственном регулировании азартных игр». Чтобы легализовать это решение, из закона также убирается фраза, запрещающая правительству принимать решение о ликвидации игорной зоны до истечения десяти лет с даты ее создания.

Закон, который вступит в силу к концу ноября, то есть через десять дней после официального опубликования, знаменателен не только своей краткостью, но и стремительностью принятия. Его проект, предложенный кубанским депутатом Глебом Хором, к которому позднее присоединился сенатор от Краснодарского края Александр Починок, появился в базе Госдумы 4 октября. Через две недели он был принят в первом чтении, а еще через три дня -- во втором и окончательном третьем чтении. На представление поправок к законопроекту вместо обычных 30 дней был выделен... один. 27 октября закон одобрил Совет Федерации, а уже 3 ноября подписал президент.

Быстрота прохождения законопроекта через Федеральное Собрание, возможно, связана с тем, что с его текстом законодатели были знакомы фактически с июля. Тогда аналогичные поправки были внесены депутатом Хором в другой законопроект г-на Починка, посвященный регулированию деятельности букмекерских контор и тотализаторов. Причем сделано это было при подготовке того проекта закона ко второму чтению. Однако в связи с тем, что принятие букмекерских поправок затянулось, депутат Глеб Хор решил ускорить одобрение своей инициативы путем внесения отдельного законопроекта.

Появление в июле поправок, исключающих Ростовскую область из списка разрешенных игорных зон, вызвало скандал в Ростове-на-Дону (см. «Время новостей» от 24 августа). Местные власти были полны решимости отстоять свое право на часть игорной зоны «Азов-сити», обустройство которой началось на азовском побережье на границе с Краснодарским краем. Максимум, во что вылилось это возмущение, -- появление в октябре в Госдуме проекта закона, дающего Ростовской области право обустраивать собственную игорную зону, отдельную от Краснодарского края. Законопроект ростовского депутата Александра Попова, в отличие от "контр-закона" Хора--Починка, проходит обычные законодательные процедуры и шансы на его принятие объективно невелики.

Для формальной ликвидации ростовской части «Азов-сити» потребуется решение правительства. И хотя на момент создания зоны в законе действовало правило, запрещающее отмену особого режима в течение десяти лет, оспаривать в суде неизбежную утрату права на получение своей части доходов от игорного бизнеса Ростовская область не намерена, заверил газету «Время новостей» депутат Попов.

«Механизма компенсации потерь инвесторов (в Ростовской области их оценивают в 1 млрд руб.) пока нет», -- сообщил г-н Попов. Но в Ростове-на-Дону рассчитывают на то, что потери и регионального бюджета, и местных предпринимателей будут компенсированы либо за счет прямых бюджетных трансфертов, либо предоставлением каких-то льгот в новом месте расположения игорной зоны. Средства, вложенные региональным правительством в создание инфраструктуры в районе «Азов-сити», даром не пропадут. И дорога, и линия электропередачи могут быть использованы для реализации здесь проекта создания новой курортной зоны вдоль азовского побережья.

Проект строительства игорной зоны «Азов-сити» появился одновременно с принятием в 2006 году нового закона «О государственном регулировании азартных игр», который с 1 июля 2009 года запретил любую легальную игорную деятельность за пределами четырех зон: в Калининградской области, Алтайском и Приморском краях, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области. Места для расположения будущих российских «лас-вегасов» намеренно выбирались в отдалении от населенных пунктов, в весьма глухих районах, в том числе с целью их развития. За четыре года из всех зон хоть какая-то работа началась только в «Азов-сити», где в январе этого года открылось первое, а в октябре второе легальное российское казино.

Региональные власти недовольны темпами освоения зоны -- бизнес не очень охотно вкладывает средства в голую степь. Даже при том, что «Краснодарский край традиционно является центром отдыха и туризма и обладает большей инвестиционной привлекательностью», как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту. Инициаторы появления «антиростовского» закона не скрывают, что главная цель его принятия связана с желанием перенести игорную зону поближе к народу. Для того чтобы лучше использовать курортный потенциал Кубани, игорную зону предполагается разместить к северу от Анапы -- в станице Благовещенской, где предполагается «построить новый качественный, красивый, безопасный курорт семейного типа».

Принятие закона председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров советует рассматривать как предупреждение тем регионам, которые не торопятся использовать «возможность зарабатывать деньги в виде зоны». «Закон был принят потому, что новый порядок работы игорного бизнеса был определен давно, но ни бизнес, ни субъекты федерации застраивать зоны не торопятся. Это упрек для тех из них, где зоны не развиваются», -- объяснил он корреспонденту «Времени новостей».

Упреков в первую очередь заслуживают не региональные власти, а наш игорный бизнес, убежден генеральный директор консалтинговой компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян. «Опыт показал, что наших бизнесменов не устраивает американский опыт, где игорная зона была создана с нуля в голой пустыне. Им хочется в более раскрученное место, где и так существует солидный поток потенциальных клиентов, где есть коммуникации, гостиницы. Это существенно удешевляет старт-ап», -- поясняет г-н Микаэлян. Однако новый подход к размещению игорных зон полностью противоречит изначальной цели вынести казино «подальше от детей, подростков, в места, куда люди едут только поиграть, а не поиграть заодно с отдыхом». «С этой точки зрения игорный бизнес надо было оставить в Москве -- здесь-то людей, да еще с деньгами, больше всего», -- считает эксперт.

Перенос одной из зон на черноморское побережье создает ей заведомо больше преимуществ перед тремя другими игорными зонами, что сводит к нулю шансы на их оживление. «Если зона будет под Анапой, то с экономической точки зрения всем, кто занимается игорным бизнесом, будет смысл расположиться только там. Эта зона получит очень-очень большое преимущество над всеми остальными», -- убежден Агван Микаэлян.

С ним соглашается аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин: «С точки зрения экономики проекта, перенос зоны в один из центров российского туризма будет способствовать росту инвестиций, количества резидентов. Ясно, что анапская зона будет развиваться самыми высокими темпами».

Глава комитета Госдумы Евгений Федоров с ними не согласен: «Какая разница, например, для «Сибирской монеты» (зона на Алтае. -- Ред.), что происходит в пяти тысячах километров от нее? Для игрока альтернатива нашей южной зоне -- это Белоруссия, Средиземноморье, а не Калининградская область или Алтай».

Андрей СУСАРОВ