|
|
N°206, 11 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Звездный диктант
«Скайлайн» на московских экранах
Компания молодых окологолливудских профессионалов собирается на день рождения одного из них в кондоминиуме на девятнадцатом этаже лос-анджелесского небоскреба. На следующее утро они -- кто где свалился -- просыпаются чуть раньше, чем предполагалось, потому что за окном творится что-то странное. Дома ходят ходуном, как при землетрясении, а из скрывающих что-то большое и грозное облаков бьют фонтаны фальшивого света, которые притягивают к себе зазомбированных людей и засасывают их в невидимое чрево. Чуть позже дым рассеивается, и над Городом Ангелов можно с легкостью разглядеть гигантские космические корабли явно неземного происхождения. Началась инопланетная оккупация -- уцелевшим гостям именинника имеет смысл подумать о спасении.
«Скайлайн» -- второй режиссерский опыт братьев Грега и Колина Штраусов, основателей компании по производству спецэффектов Hydraulx, специалисты которой приложили руки и головы к «2012», «Загадочной истории Бенджамина Баттона», второму «Железному человеку» и «Аватару». Их полнометражный дебют был куда более сомнительным, нежели вышеперечисленные блокбастеры -- именно Штраусы несут ответственность за неудобоваримый опус трехлетней давности «Чужой против Хищника: Реквием», который довел до белого каления даже самых лояльных поклонников двух легендарных киномонстров. В свое время братья винили в очевидной неудаче «Реквиема» студийный диктат, не дававший им развернуться в полную силу. Теперь, судя по всему, эта проблема решена -- «Скайлайн» стал полностью независимым проектом, Штраусы вложили в него личные средства (фильм обошелся примерно в 10 млн долл.), задействовали собственные технические мощности, и над душой у них никто не стоял. Но на результате эти «покой и воля» отразились не слишком.
В принципе «Скайлайн» идеально вписывается в сложившуюся за последние несколько лет традицию фильмов об инопланетном вторжении, сознательно обходящихся малыми средствами. Если во времена «Дня независимости» баталии с пришельцами изображали с размахом «Освобождения», то современные картины о войне миров наследуют, скорее, окопной правде «Солдат», а то и метафизике «Иванова детства». К сожалению, продукция Штраусов оказывается досадно лишена хоть каких-то мало-мальски привлекательных индивидуальных особенностей. В рамках средней школы она, пожалуй, точнее всего может быть определена как «изложение с элементами сочинения» -- была в свое время такая странная категория контрольных работ. Прямых заимствований немало (в частности, летающие не то существа, не то механизмы с пульсирующими на ветру щупальцами навевают воспоминания не только про каноническую «Матрицу», но и про «Обитаемый остров»), а вот попыток развить какую-нибудь оригинальную линию что-то не заметно. Есть несколько по-настоящему эффектных сцен, но между ними зияет вопиющая концептуальная пустота. Здесь не возникает чувства до дрожи достоверного погружения в события, как в якобы снятом на бытовую видеокамеру «Монстро». Невозможно провести четкие параллели с насущными социальными проблемами, как в «Районе №9». Взаимоотношения героев, да и сами они, не вызывают понимания и интереса, как в совсем уж недавних «Монстрах». Единственное, в чем Штраусы оказываются последовательными, -- так это в подозрительном и едва ли не болезненном интересе к процессу человеческого воспроизводства: в «Реквиеме» имела место на редкость неприятная сцена в родильном отделении, в «Скайлайне» потенциальные роженицы тоже попадают в прескверную ситуацию. У всякого, конечно, свои пунктики, но для полноценной удачи этого, пожалуй, все-таки недостаточно.
Рекламный слоган фильма гласит: «Не смотри вверх». К сожалению, его можно продолжить: устремлять взгляд на экран прямо перед собой тоже совершенно необязательно.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ