Крупнейшая в истории утечка нефти в Мексиканском заливе произошла не из-за корыстных мотивов в действиях сотрудников корпорации BP. «У нас нет ни одного примера сознательного выбора ответственных лиц в пользу экономии средств в ущерб безопасности», -- заявил вчера Фред Бартлит, глава госкомиссии, созданной по поручению президента Барака Обамы для выяснения причин аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon. Согласно результатам расследования
катастрофа 20 апреля в Мексиканском заливе произошла не вследствие попыток ускорить буровые работы для экономии средств, а из-за пропущенных сигналов о приближении катастрофы. Кроме того, заключение правительственной комиссии, которое «на 90% совпадает с данными внутренних проверок ВР», указывает на причастность к аварии не только самой британской корпорации, но и ее партнеров.
Напомним, что в проекте по бурению разведочной скважины Макондо британская корпорация выступала в качестве оператора. Платформа была арендована у швейцарской фирмы Transocean, а непосредственно подготовкой скважины занималась одна из трех крупнейших нефтесервисных компаний мира Halliburton. К последней, в частности, правительственная комиссия предъявляет претензии в использовании некачественного цементирующего состава, используемого для обсадки ствола скважины. В свою очередь ВР обвиняла бурильщиков в инженерных ошибках при установке специальных барьеров в забое, а Transocean в том, что ее сотрудники, присутствовавшие на платформе, неверно оценили результаты теста давления в скважине. «Решения, которые привели к аварии, исходя из известных нам фактов, принимались сотрудниками трех компаний», -- рассказал вчера сопредседатель госкомиссии Уильям Рейли. Таким образом, на правительственном уровне было подтверждено то, на чем настаивала ВР в отчете по результатам собственного расследования причин катастрофы
(см. «Время новостей» от 9 сентября). Это может означать, что теперь партнеры британской корпорации будут вынуждены хотя бы частично взять на себя ответственность за случившееся, в том числе и финансовую.
Корпорация уже истратила на борьбу с последствиями аварии и компенсационные выплаты порядка 40 млрд долл. Выводы комиссии существенно сокращают и репутационные риски компании, которую обвиняли ранее, в частности, в том, что она пыталась сэкономить, увеличивая скорость бурения скважины в ущерб безопасности проводимых работ. Впрочем, ВР, несмотря на благоприятные выводы правительственной комиссии, продолжает сама работать над улучшением своего имиджа. Так, места в совете директоров получили Фрэнк Боумэн, отставной адмирал и глава американского Института ядерной энергетики, для которого, по словам председателя СД ВР Карла-Хенрика Сванберга, «вопросы безопасности были главными во всем, что он делал», и Брендан Нельсон, с 1984 года работавший в аудиторской компании KPMG. Последний также является неисполнительным директором Royal Bank of Scotland, а в BP займет пост председателя ревизионной комиссии. «Я рад объявить об этих двух важных назначениях. Компании очень пригодится опыт Фрэнка Боумэна в вопросах безопасности и его знание ВР (он участвовал в инспекции перерабатывающих объектов корпорации в 2005 году. --
Ред.). Полезен будет и богатый опыт Брендана Нельсона в области финансов и аудита. У совета директоров есть четкая задача удостоверить акционеров о долгосрочном благосостоянии компании», -- прокомментировал вчера новые назначения Карл-Хенрик Сванберг.
Стоит отметить, что вследствие аварии ВР пришлось не только пойти на радикальные кадровые перестановки, но и существенно перестроить свой бизнес. Помимо структурных изменений компания была вынуждена прибегнуть к масштабной распродаже активов, в ходе которой планируется, в частности, распродать весь обширный бизнес компании в США, а также отказаться от разработки месторождений во многих частях света. В качестве покупателей добывающих, перерабатывающих и сбытовых активов ВР выступают крупнейшие компании отрасли, в том числе и российские. Так, ТНК-ВР договорилась о покупке венесуэльских и вьетнамских авуаров британской корпорации на общую сумму 1,8 млрд долларов.
В ходе продолжающейся реорганизации своего бизнеса ВР решила также значительно сократить свое присутствие в сегменте нефтяной торговли. Если в 2004 году этот вид деятельности принес компании 2 млрд. долл. (около 10% от общей прибыли), то теперь, в условиях стабилизации нефтяного рынка, желаемого дохода он уже не приносит. Дело в том, что в текущем году колебания нефтяных котировок были минимальными за последние семь лет, что значительно сужало возможности трейдеров заработать. ВР уже пошла на 25-процентное сокращение своего профильного офиса в Сингапуре. «Мы просто приводим размер трейдингового подразделения в соответствие с волатильностью», -- пояснил вчера глава компании Роберт Дадли. Впрочем, по прогнозам Международного энергетического агентства, в ближайшие 15 лет должен произойти существенный рост покупательского интереса к «черному золоту». По сравнению с 2009 годом спрос на этот вид сырья должен возрасти на 18% -- до 99 млн баррелей в день, причем цена на нефть может достигнуть 113 долл. за баррель.