|
|
N°204, 09 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Окрестили вором
Теле- и кинопродюсеры дают пиратам последний шанс
В прошедшие выходные, 6 и 7 ноября, общественное движение «Пиратская партия России» провело в Москве акции протеста против постановления правительства об обязательном однопроцентном сборе с электронных носителей и техники. Их обращение к депутатам Государственной думы на месте подписало около 1500 человек. Еще 8 тыс. подписей было собрано в Сети. Пиратов не устраивает определенный Российским союзом правообладателей (РСП) порядок распределения средств между правообладателями. По их сведениям, РСП предлагает правообладателям всего 15% собранных денег при 25% остающихся в РСП, так сказать, на канцтовары, и еще 60%, которые будут направлены в некий фонд (впрочем, исполнительный директор РСП Александр Сухотин в интервью gazeta.ru утверждал, что правообладатели получат не менее 75%, на содержание аппарата заложено не более 15%, а фонды еще и вовсе не созданы, но пираты ему не верят).
Кроме того, подписавшихся интересует, дает ли уплата однопроцентного сбора право на копирование и воспроизведение любой аудиовизуальной информации. Другими словами, если пользователь уже заплатил сбор за свой ноутбук и болванку, значит ли это, что он свободен скачивать любую музыку или кино из локальных сетей и с файлообменников.
«Налог на болванки», пожалуй, единственная инициатива такого рода, в отношении которой с пиратами готовы согласиться все, кроме самого РСП, возглавляемого Никитой Михалковым. Обязательным сбором недовольны потребители, недовольны продюсеры и недовольны авторы. «История с Российским союзом правообладателей для авторов ничем не лучше пиратства, а скорее даже хуже. Прикрываясь интересами авторов, некая структура будет обирать пользователей, не давая ничего взамен ни пользователям, ни авторам», -- говорит режиссер Павел Бардин, автор фильма «Россия-88», который так и не вышел в российский прокат, зато в Сети был скачан несколько сотен тысяч раз.
Даже самые активные борцы с компьютерным пиратством, Ассоциация теле- и кинопродюсеров, признают, что «налог на Михалкова» не принесет пользы никому, кроме него самого. Но на этом солидарность продюсеров с пиратами заканчивается. С размещением «нелегального контента» ассоциация готова биться насмерть. С недавнего времени эта организация, в которую входят крупнейшие российские теле- и киностудии («Амедиа», RWS, «Централ Партнершип», «Леан-М» и другие), призывает отказаться от самого термина «пиратство» и заменить его на «воровство», а «пират», соответственно, на «вор». В опубликованном недавно ассоциацией и обновляемом черном списке перечислено 299 сайтов с «нелегальным (ворованным) контентом», среди которых такие медиагиганты, как «Яндекс», Mail.ru, «В контакте» и Youtube.com. «Тридцать миллионов уголовников» -- так аттестовал глава «Амедиа» Александр Акопов самую крупную российскую социальную сеть «В контакте». Через некоторое время Акопов взял свои слова обратно, но мнения не изменил: тот, кто закачивает, скачивает или хранит продукцию его телекомпании в Интернете, -- ворует у него лично, вне зависимости от того, уплатил ли он однопроцентный сбор или нет.
Мировая практика борьбы с пиратством имеет длительную и весьма разнообразную историю -- от полицейских провокаций вроде операции Site Down до вполне цивилизованной практики Youtube. В первом случае контент намеренно был размещен в Сети для нелегального скачивания, а все, кто отметился на этом сайте со своим IP, попали в разработку ФБР. Практика самого крупного видеосервиса более практична: Youtube использует так называемую методику идентификации контента и собственную политику в отношении авторских прав. Согласно отработанной схеме, правообладатели предоставляют сервису свое аудио и видео и правила обращения с ним. Специальная программа сервиса (у которой есть и российские аналоги) сравнивает добавленное пользователями видео с роликом, защищенным авторским правом, и далее удаляет, прикрепляет рекламу (деньги с которой идут в пользу правообладателя) и/или запускает учет статистики, которая позволяет владельцу контента отслеживать зрительский интерес к своему продукту.
Примерно такой механизм предлагают крупнейшие российские интернет-компании, попавшие в черные список ассоциации: «Яндекс», Mail.ru, «В контакте», «Google Россия» (которая отвечает за российский сегмент Youtube) и Rambler. Его более простая разновидность -- удаление контента по требованию правообладателя -- вполне эффективная мера, которой давно и успешно пользуются теле- и кинокомпании. «Мы закрываем раздачи на крупнейших трекерах (вроде Rutracker.org, Tfile.ru, где администрация сотрудничает с правообладателями), -- говорит представитель киноторговой компании «Вольга». -- Мы считаем, что судиться с самими пользователями, выкладывающими пиратский контент, бессмысленно и бесполезно, так как пиратство в эпоху, когда безлимитный Интернет пришел почти в каждый дом, нельзя победить, люди всегда будут обмениваться друг с другом информацией. Тем не менее мы считаем, что крупнейшие социальные сети вроде «В контакте» должны внимательнее относиться к контенту, размещаемому их же пользователями. Довольно простые нововведения вроде ограничения продолжительности размещаемого видео 15 минутами (как на Youtube) способны отсечь 99% пиратского контента».
Ассоциация теле- и кинопродюсеров, однако, считает такие меры неэффективными. В своем заявлении, появившемся в Сети в конце октября, продюсеры предложили сайтам с пиратским контентом самим удалить ворованное до 31 января 2011 года. Для этого ассоциация разместила в Сети реестр аудиовизуальных произведений с указанием их правообладателя. Предполагается, что теперь сотрудники, например, Youtube должны, забыв о собственной технологии, сверять каждое закачанное видео с этим списком и, если название ролика совпадет с имеющимся в списке, удалять его. В противном случае продюсеры грозят судами. И пока медиагиганты одновременно смеются и плачут над таким предложением, авторы через голову своих продюсеров продолжают размещать свою музыку и фильмы в Сети. Солидаризируясь с Годаром, произнесшим историческую фразу: «Не существует такой вещи, как интеллектуальная собственность. У автора нет прав. У меня нет прав. У меня есть только обязанности», бесплатно выкладывают свои песни «Аквариум» и Петр Налич, не говоря уже о менее известных музыкантах. Больше того, сами телепродюсеры (например, входящая в ассоциацию компания RWS) в маркетинговых целях тайком закачивают на пиратские сайты свои сериалы.
Теле- и кинопродюсеры много говорят об установлении в Интернете правового поля, настойчиво сравнивая музыку с колбасой: если пират скопировал с купленного DVD на свой сайт сериал «Ликвидация», это все равно как если бы он украл в гастрономе батон «Докторской». При этом они упускают из виду простую вещь, которой учат в школе. Яблоко можно разделить на двоих -- каждому достанется по половине. А идею (песня, фильм, программа) можно скопировать миллион раз, и у всех будет одинаковая часть. Это принцип распространения информации, отрицать который -- все равно что бороться с земным притяжением. И продюсерам, имеющим в тылу авторов, которые заботятся не только о процентах, но и о судьбе своих песен или кино, стоит подумать не только «о посадках», но и о том, имеет ли их силовая тактика хоть какое-то будущее.
Михаил ШИЯНОВ