|
|
N°156, 28 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Строить и жить помогает
Минимущества ликвидирует московский монополизм на рынке жилстроительства
На московском рынке жилищного строительства грядут революционные перемены. Часть суперприбыльного строительного бизнеса -- традиционная вотчина московских чиновников (по оценкам специалистов, годовой оборот только жилищного и офисного строительства составляет не менее 2 млрд долл.) -- со временем выйдет из-под контроля московского стройкомплекса. Федеральные чиновники сформируют параллельную структуру распределения заказов на реконструкцию и строительство жилья в Москве. И далеко не факт, что мощные строительные организации столицы смогут воспользоваться своим конкурентным преимуществом. Инвесторы обрадованы такой альтернативой. Представители же московских властей не видят даже угрозы конкуренции со стороны Минимущества.
Как стало известно газете «Время новостей», глава Министерства имущественных отношений Фарит Газизуллин в понедельник подписал распоряжение «О повышении эффективности использования расположенного в городе Москве находящегося в федеральной собственности жилищного фонда». Документ касается ведомственного жилищного фонда, за исключением имущества силовых ведомств. Этим же распоряжением образована межведомственная комиссия по распоряжению федеральным жилфондом, в которую кроме чиновников Минимущества вошли представители Госстроя, Минюста, Минфина, Минэкономразвития. Она (а не мосправительство) теперь будет утверждать условия привлечения инвесторов для строительства и реконструкции ведомственного федерального жилья.
В территориальном управлении (ТУ) Минимущества по Москве не отрицают, что должной работы с федеральным жилищным фондом до сих пор не было. Между тем, по словам представителя ТУ, заместителя начальника отдела по распоряжению федеральным имуществом Олега Рубина, в столице ведомственного жилья не менее чем 6 млн кв. метров. В основном это дома в крайней степени износа, что озаботило московские муниципальные власти, которые двумя своими распоряжениями в 1999 и 2001 гг. решили принять их на свой баланс (около 1100 домов, более чем на 4,7 млн кв. метров, что сравнимо с годовым объемом жилищного строительства в Москве). Активность столичных чиновников была, скорее всего, связана с дефицитом площади для застройки. По данным Москомархитектуры, при сохранении набранных строителями темпов территории могут быть исчерпаны к 2010 году.
Олег Рубин подчеркнул: «Мы не хотим ударяться в бесконечные суды по возвращению своего имущества. Наша задача -- выстроить цивилизованные отношения на московском рынке жилья, что должно обеспечить защиту имущественных интересов Российской Федерации на принадлежащее ей имущество». Более того, сказал он, новое распоряжение «не исключает возможности бесплатной передачи объектов в собственность города». Правда, это касается только тех объектов, которые невозможно вовлечь в хозяйственный оборот, так как после рыночной оценки выяснится убыточность этой операции.
Представители же Москвы оказались скупы на комментарии. По словам депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, «в соответствии с Конституцией вопросы градостроительной политики относятся к исключительному ведению местных властей».
По словам Алексея Шепеля, главы российской инвестиционной строительной компании S-holding, которая участвовала в инвестконкурсах, устраиваемых как столичным правительством, так и федеральными ведомствами, «федералы убьют московский монополизм на строительном рынке». Он также сообщил, что «правоохранительные органы (устроители конкурсов. -- Ред.) осуществляют квалификационный отбор компаний перед конкурсами. В результате некоторые крупные компании московского строительного комплекса не были даже допущены к конкурсу.
Владислав ДОЛГОВ