|
|
N°153, 24 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На защите суверенитета
Законодательный комитет госсобрания Башкирии впервые обсудил проект поправок в конституцию республики. Смысл корректировки основного закона республики -- приведение его в соответствие с федеральной Конституцией. Тем не менее базовым документом, на котором строятся поправки, башкирские законодатели избрали не Конституцию, а федеративный договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами госвласти федерации и Башкирией».
Именно этот договор долгое время помогал Башкирии снимать все вопросы, связанные с несоответствием местной конституции федеральному законодательству, и настаивать на своем исключительном статусе. Например, на праве считать себя суверенной республикой. Ситуация изменилась с началом путинской федеративной реформы. Ко времени подоспело и постановление Конституционного суда России о том, что суверенитетом республика в составе федерации обладать не может.
Башкирские парламентарии воспользовались последним шансом сохранить суверенитет, обратившись в свой республиканский конституционный суд за толкованием решения КС России. К всеобщему удовольствию, башкирские конституционные судьи признали вполне законным употребление термина «суверенитет» в конституции республики и предписали толковать его «как часть неотъемлемого состояния по обладанию республикой Башкирия всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения». Председатель КС Башкирии Ильдус Адигамов объяснил решение своих коллег тем, что суверенитетом Башкирия обладает строго в пределах полномочий, предусмотренных федеративным договором: «Эти договоры являются фактически бессмертными и бессрочными в историческом масштабе, и ни одна из сторон не имеет права в одностороннем порядке отказаться от их выполнения или признания».
Федеральные конституционные судьи так прокомментировали решение своих коллег: «Положения о суверенитете в конституции Башкирии уже не существует, и толковать его бессмысленно», «КС Башкирии не вправе восстановить юридическую силу аннулированных положений конституции республики», однако эти доводы услышаны не были. И в новой редакции конституции Башкирия суверенитетом по-прежнему обладает. По словам спикера башкирского парламента Константина Толкачева, выражается он «во всей полноте государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения федерального центра». «А чтобы не было кривотолков по поводу сепаратизма, -- заявил г-н Толкачев, -- в проекте дается уточненное определение, что Башкирия является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации».
Светлана МИХАЙЛОВА