|
|
N°203, 08 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Марш по несогласным
Движение «Наши» устроило символическое аутодафе «тем, кто позорит Россию»
Молодежное движение «Наши», не отличающееся излишне толерантным отношением к оппонентам, в День народного единства перешло символическую грань, устроив весьма неоднозначную акцию под тем же названием, что и выступление радикальных националистов, -- «Русский марш». Свою энергию участники этого марша проявили в уже привычном для молодежных активистов ритуально-театрализованном формате: молодые люди с символикой «Наших» энергично топтали плакаты с портретами людей, символизирующих «позор России». В число «тех, кто нас позорит», наряду с гражданами, которые «реализуют в магазинах просроченные продукты питания и паркуются в неположенном месте», попали и оппозиционные политики, и правозащитники: лидер «другороссов» Эдуард Лимонов, глава Московской Хельсинкской группы, член президентского совета по правам человека Людмила Алексеева, один из лидеров «Солидарности» Борис Немцов и другие завсегдатаи митингов на Триумфальной площади. Председатель совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов высказал свое недовольство таким обращением с портретом г-жи Алексеевой, а сами оппозиционеры, «удостоившиеся внимания» «Наших», могут обратиться с исками против молодежного движения.
Перехват «Нашими» националистического бренда происходит уже как минимум во второй раз, и так же, как и в прошлом году, организаторы «Русского марша-2» заявляют, что число собравшихся значительно превышает число участников шествия правых радикалов. На набережную Тараса Шевченко -- площадку напротив «Москва-Сити», которая регулярно предлагается устроителям оппозиционных акций и от которой те столь же регулярно отказываются, -- на сей раз вышло от 20 до 30 тыс. молодых людей под флагами движений «Наши», «Все дома» и «Сталь» (два последних появились в результате реорганизации тех же «Наших»). Другие провластные «молодежки» -- «Россия молодая» и «Новые люди» митинговали на Лубянской площади под лозунгом «Народ против наркотиков».
«Мы просим нового мэра Москвы Сергея Собянина воспользоваться нашими силами, нашей энергией», -- разъясняла одна из устроителей альтернативного «Русского марша», комиссар «Наших» Мария Кислицына. Молодые люди с портретами «антигероев» выстроились в колонну под транспарантом с надписью «Позор России». Под «удостоившейся» затаптывания фотографией Лимонова значился приговор: «Фашист, организовал запрещенную фашистскую партию»; г-жу Алексееву же активисты «Наших» якобы уличили в получении денег из-за рубежа.
Во главе марша шествовала другая колонна -- ее участники несли плакаты с изображением «Героев России» (выбор которых был довольно разнообразен: помимо участников Великой Отечественной войны в роли героя мог оказаться парень, отслуживший в армии, или «моя мама»). На площади Европы у Киевского вокзала, где прошел митинг «Наших», состоялся финальный акт ритуального действа: участники марша установили стену почета с портретами «героев», к которой сложили плакаты с именами «антигероев».
Заметим, что акция проходила под патронатом Федерального агентства по делам молодежи («Росмолодежь»), руководимого бывшим лидером «Наших» Василием Якеменко. «Я намерен поговорить с Якеменко о том, что происходило в ходе этого марша, -- сообщил «Времени новостей» председатель совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. -- На мой взгляд, такой формат действительно может использоваться в отношении того, кого молодежь считает врагами России или позором России: преступников, наркодельцов, бандитов, которые убивают журналистов, и т.д. -- такие плакаты можно затаптывать ногами. Но когда ногами затаптывают портрет Людмилы Алексеевой, я не только не понимаю этого, но и глубоко этим возмущен».
По словам г-на Федотова, не меньшее возмущение испытывают и другие члены возглавляемого им совета. «Но мы не собираемся по этому поводу выходить на митинги и затаптывать чьи-то портреты, -- заметил Федотов. -- Я просто хочу обсудить с Василием Якеменко этот вопрос и надеюсь, что он примет соответствующие меры к тем людям, которые виноваты в подобном безобразии».
«Недоброжелательно настроенный прокурор мог бы предъявить все что угодно, в том числе хулиганство -- так это, в частности, было в случае с нацболами, -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» адвокат Дмитрий Аграновский. -- Однако о хулиганстве в данном случае речи не идет, ведь данное преступление подразумевает нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, а не к конкретным лицам». Вместе с тем, отмечает юрист, к организаторам акции может быть предъявлен иск в порядке гражданского судопроизводства -- о защите чести и достоинства. «Будь я юристом движения «Наши», то если бы руководство обратилось ко мне с вопросом о том, стоит ли проводить такую акцию, я бы сказал: «Конечно же, нет, поскольку вы можете попасть под преследование в порядке гражданского судопроизводства», -- подчеркивает Аграновский.
Михаил МОШКИН