|
|
N°153, 24 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путинский аргумент выходит в море
Российская атомная «стая» пополнилась «Гепардом»
На конец нынешней недели запланирован выход в море на ходовые испытания новейшей российской атомной подводной лодки «Гепард». Сейчас в Северодвинске, где на верфях «Северного машиностроительного предприятия» и была собрана эта субмарина, завершается этап заводских испытаний, в ходе которых проверку проходят все системы и механизмы АПЛ. В штаб-квартире национального военно-морского флота надеются, что уже к концу нынешнего года (на военном сленге -- «к елочке») «Гепард» будет включен в боевой состав ВМФ. Однако к какому из двух российских «ядерных» флотов -- Тихоокеанскому или Северному -- будет приписан «Гепард», военные пока что не сообщают. На сегодняшний день в составе российского ВМФ есть две дивизии АПЛ этого типа (по одной на СФ и ТОФ), прозванных «стаями» за «звериные» имена подлодок -- «Барс», «Пантера», «Волк», «Леопард», «Тигр», «Вепрь» и т.д.
На Севмаше «Гепард» окрестили «путинской лодкой». Во-первых, из-за того что Владимир Путин (тогда еще премьер-министр РФ) присутствовал в качестве почетного гостя при ее спуске на воду 17 сентября прошлого года. И, во-вторых, из-за того, что лодки этого типа (в России их называют «Барсами», а на Западе -- «Акулами»), похоже, стали для нынешнего российского президента одним из последних аргументов в пользу ратификации договора СНВ-2. Выступая 14 апреля в российской Госдуме в ходе подготовки к ратификации этого документа, Владимир Путин напомнил депутатам о том, что «если говорить о ядерных крылатых ракетах морского базирования, то наши и американские возможности по их развертыванию примерно равны». Поскольку обсуждение в Госдуме имело открытый характер, президент отказался тогда детализировать эту тему, ссылаясь на соображения секретности. Тем не менее за «Барсами» закрепилось название «путинского аргумента», и достройка «Гепарда», а также еще двух АПЛ этого проекта -- «Нерпа» и «Кугуар» -- была резко ускорена. Дело в том, что основным вооружением атомных подводных крейсеров этого типа как раз и являются крылатые ракеты РК-55 (российский аналог американских «Томагавков»). Имеющее, по сути, стратегическое значение (дальность полета ядерных боеголовок крылатых ракет РК-55 колеблется по различным оценкам от 2,5 до 5 тыс. км), это оружие не учитывается ни в одном из имеющихся на сегодняшний день международных «разоруженческих» договоров. Кроме того, в отличие от баллистических ракет, крылатые ракеты, запущенные с подводных лодок, не могут быть гарантированно засечены системой предупреждения о ракетном нападении. А значит, система национальной ПРО, к развертыванию которой сейчас готовятся США, будет бессильна предотвратить подобный удар.
Судя по информации источников газеты «Время новостей», российские кораблестроители не просто вернулись к идее развертывания группировки «Барсов», а провели глубокую модернизацию первоначального проекта подводного крейсера. Правда, основные параметры лодки остались прежними: водоизмещение около 8 тыс. тонн, длина 108 м, экипаж 70 человек, скорость до 35 узлов, глубина погружения 500 м, изменения коснулись лишь систем управления и вооружения АПЛ. Формально «Гепард» является уже 14-й подлодкой этой серии (шесть «Барсов» сошли со стапелей Североморска, а еще семь были построены в Комсомольске-на-Амуре), однако, видимо, на самом деле российская атомная «стая» пополнится на сей раз совершенно новым «зверем».
Юрий ГОЛОТЮК