|
|
N°202, 03 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Только не кури
Минздравсоцразвития разработало кодекс этического поведения чиновника
Провозглашенная Дмитрием Медведевым борьба с главным российским злом -- коррупцией -- приобретает гротескные формы. Министерство здравоохранения и социального развития решило внести свою лепту в благородное дело и опубликовало вчера проект кодекса этики и служебного поведения федеральных и муниципальных чиновников. Этот документ должен стать основой для написания рекомендаций поведения госслужащих в каждом российском органе власти. Столь специфический способ призвать чиновников к порядочности и привить нехарактерную типичному российскому мздоимцу финансовую дисциплину вызвал недоумение у экспертов: по их мнению, уровень самосознания и ответственности рядового отечественного чиновника находится на крайне низком уровне, поэтому подобного рода документы практически нереализуемы.
О том, что в скором времени каждый российский чиновник должен будет определять свое поведение на государственной службе, исходя из четко прописанных правил и установок, еще в июле 2010 года заявил глава администрации президента Сергей Нарышкин. По словам главы АП, с помощью кодекса чиновника власти смогут осуществлять профилактику коррупции среди госслужащих и повысить эффективность и качество их работы. Насколько реализуемы цели, которые поставили перед собой высокопоставленные борцы с коррупцией, предположить трудно. Но очевидно, что самим объектам государственного эксперимента, и в особенности тем из них, кто вдруг захочет добросовестно исполнить высочайшую волю и «стать хорошим», в скором времени придется кардинально поменять привычный уклад работы. Документ, разработанный в Минздравсоцразвития и обобщающий положения основных законов, регламентирующих деятельность чиновников, касается практически всех аспектов выполнения государственных функций -- от политического до бытового.
Основной целью кодекса, который, как утверждают в ведомстве Татьяны Голиковой, выступает в качестве института общественного сознания и нравственности государственных и муниципальных служащих, разработчики называют «установление этических норм и правил служебного поведения чиновников для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности». Согласно документу, госслужащие, которые должны «исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне», призваны работать исключительно в пределах полномочий «соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления». Им не рекомендовано оказывать предпочтение «каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям», они должны быть «независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп», а также исключать действия, «связанные с влиянием личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей». При этом в тех случаях, когда некое лицо попытается «склонить чиновника к совершению коррупционных правонарушений», тот должен незамедлительно уведомить об этом прокуратуру или работодателя. Ну и, наконец, авторы памятки посчитали нужным напомнить чиновникам о том, что им запрещается получать вознаграждение в форме подарков, услуг, оплаты за развлечения или транспортных расходов от физических и юридических лиц.
Впрочем, помимо антикоррупционной части в кодексе есть и политические запреты. Так, например, для тех чиновников, которые связаны обязательствами с действующими в России партиями и политическими движениями, будет особенно трудно выполнить наказ, требующий от госслужащих соблюдения «нейтральности, исключающей возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений». Трудности могут возникнуть и с выполнением другого требования кодекса, которое напрямую затрагивает устоявшуюся привычку отечественных чиновников прибегать к проверенному и эффективному методу предвыборной борьбы -- административному ресурсу. Документом строго запрещается «использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера». При этом чиновникам «рекомендовано воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов либо органов местного самоуправления, их руководителей», если это не входит в их прямые обязанности.
Видимо, для формирования благоприятного имиджа государственной власти чиновникам рекомендовано «уважительно относиться к деятельности представителей СМИ и «оказывать содействие в получении достоверной информации». Что же касается рекомендаций, которые касаются непосредственно служебного поведения, то тут чиновникам советуют воздерживаться от высказываний и действий дискриминационного характера (по признакам пола, возраста, расы, национальности и пр.), а также проявления неуважительного тона и грубости по отношению к людям. При этом разработчики из Минздравсоцразвития настолько щепетильно и ответственно подошли к делу написания правил для себя и своих коллег, что вписали в кодекс положение, по которому чиновникам запрещается курить во время служебных совещаний, бесед или «иного служебного общения с гражданами».
Чиновничий кодекс носит сугубо рекомендательный характер -- за нарушение правил и норм поведения предусмотрено «моральное осуждение»: в случае провинности нерадивого чиновника в лучших советских традициях предадут обструкции на заседании специальной комиссии «по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов». Если же чиновник нарушил положения кодекса, напрямую увязанные с антикоррупционным законодательством, его ожидает юридическая ответственность.
По мнению президента фонда «Индем» Георгия Сатарова, в России кодекс госслужащего неприменим. «Любой кодекс дополняет законы, которые люди стараются соблюдать. В нашей же стране документ, апеллирующий к этике и морали, не будет воспринят всерьез, поскольку у многих чиновников просто отсутствует представление от этих абстрактных категориях», -- отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Сатаров. Эксперт считает, что кодекс «документ для галочки» и «на борьбе с коррупцией его появление не отразится». «Этот кодекс может лишь спровоцировать дискуссию по поводу неадекватности мер, принимаемых властями, реальному масштабу проблемы», -- сказал президент фонда «Индем».
Вячеслав КОЗЛОВ