Время новостей
     N°155, 27 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.08.2002
Больше звездного неба над головой
«Инопланетянин» Стивена Спилберга снова на экранах
В этом году исполнилось двадцать лет со дня премьеры E.T. -- «Инопланетянина», хита всех времен и народов, более пятнадцати лет владевшего переходящим титулом самого прибыльного фильма за всю историю кино. После повторного релиза в США «Инопланетянин» добавил к своим 700 млн долларов еще полтинник. В России картина выходит в прокат в обновленной версии 5 сентября. Для нас это первое настоящее знакомство с признанной классикой, так что если вам не посчастливилось в детстве посмотреть E.T. на полузакрытом просмотре в «Иллюзионе» или Доме кино, сейчас самое время. Рецензировать картину бессмысленно, смотреть необходимо, плакать -- по желанию. Сказку о незыблемом нравственном законе внутри людей и инопланетян снял Стивен СПИЛБЕРГ. Одновременно с «Инопланетянином» выйдет в прокат его триллер «Особое мнение», обещающий стать классикой уже нового века. Будет возможность сравнить. О том, как смотрится «Инопланетянин» сегодня, вы узнаете из ближайших номеров нашей газеты. А пока к двадцатилетию «Инопланетянина» предлагаем вам десять достойных внимания фактов из истории его создания.

1. Спилберг называл «Инопланетянина» «самой личной своей картиной». По его словам, идея пришла к нему в детстве, когда он мучительно переживал развод родителей (родители Эллиота -- мальчика, приютившего Инопланетянина, -- также не живут вместе). Тогда-то он и придумал себе воображаемого друга, недостающего члена семьи. У Спилберга хватило ума и такта умолчать об этом обстоятельстве в момент выхода фильма, но через десять лет он не выдержал -- признался.

2. Крестным отцом проекта стал гениальный французский режиссер, один из лидеров «новой волны» Франсуа Трюффо. Трюффо сыграл у Спилберга одну из ролей в «Близких контактах третьей степени». Он обратил внимание на то, как Спилберг работает с юными актерами, и посоветовал ему обязательно снять фильм о детях и с их участием.

3. Глава Columbia Pictures Фрэнк Прайс наотрез отказался запускать «Инопланетянина» (хотя «Близкие контакты...» принесли этой студии 300 млн прибыли). Маркетинговые исследования показали, что фильм с таким сюжетом может быть интересен только маленьким детям. В результате картина была снята на студии Universal.

4. Электромеханическую куклу Инопланетянина создал итальянский дизайнер Карло Рамбальди. Глаза «хлипкого уродца» представляют собой комбинацию глаз Альберта Эйнштейна и поэта Карла Сэндберга. По формуле Спилберга -- «мудрость плюс человечность». Глаза Эйнштейна и Сэндберга Спилберг вырезал лично -- из фотографий.

5. Когда шестилетняя Дрю Бэрримор явилась на пробы, она тут же рассказала Спилбергу, что является барабанщицей панк-рок-группы «Лиловые людоеды» и, размалевав лицо краской, выступает перед многотысячными толпами поклонников. «Девочка с таким воображением мне не помешает», -- подумал Спилберг и в тот же день утвердил ее на роль.

6. Спилбергу ужасно не нравилось, что правила рекламной кампании требуют от создателей частично разглашать сюжет еще до выхода фильма. Тайну «Инопланетянина» он ревностно хранил, куклу прятал, а журналистам сообщал, что снимает фильм «История мальчика» (таким было фальшивое рабочее название картины).

7. Спилберг снимал фильм в хронологическом порядке: от начала к финалу (обычно порядок съемок определяется производственными удобствами: сначала павильон, потом натура etc). Так проще было работать маленьким актерам Хенри Томасу (10) и Дрю Бэрримор (6), а слезы в сцене финального расставания получились самые настоящие. Кроме того, коварный Спилберг умело поддерживал в детях веру в то, что Инопланетянин -- живой и настоящий. Когда они приходили на площадку, кукла всегда уже была в полной боевой готовности.

8. Мировая премьера «Инопланетянина» состоялась на Каннском фестивале 1982 года. За двадцать минут до конца публика начала топать ногами, выражая свой восторг. Вскоре весь партер повскакивал с мест, и зрители защелкали зажигалками, совсем как на рок-концерте. После чего все повернулись к сидевшему на балконе Спилбергу и закатили ему двадцатиминутную овацию. Остается дискуссионным вопрос, является ли лучшим комплиментом фильму та ситуация, когда публика предпочитает аплодировать мастерству режиссера, вместо того, чтобы, затаив дыхание, досматривать финал.

9. В обновленной версии «Инопланетянина» использованы новейшие спецэффекты от Джорджа Лукаса. Но новых кадров нет: просто мимика и жесты сделаны более естественными и выразительными. Например, в сцене, когда Инопланетянин пьет найденное в холодильнике пиво, в новой версии у него дергается кадык. В 1982 году этого добиться не удалось. Кроме того, щедрой рукой по велению Спилберга компьютерные художники пририсовали звезд на ночном небе. Из рук полицейских, гоняющихся за инопланетной нечистью, заботливо стерты пистолеты. Зато добавлены две вырезанные при монтаже сцены, увеличившие общую продолжительность фильма до двух часов (на пять минут).

10. Судьба юных актеров, сыгравших в «Инопланетянине», сложилась не слишком удачно. Кукла Инопланетянина словно оттянула на себя всю удачу и зрительское внимание, отпущенное участникам съемок. Единственной звездой стала Дрю Бэрримор (Герти), да и у нее пока что только один настоящий блокбастер -- «Ангелы Чарли». Хенри Томас (Эллиот) снимался много, но все не в кассу. Наши зрители могли видеть его в фильме Сергея Бодрова «Давай сделаем это по-быстрому». Может быть, выход на экраны «Банд Нью-Йорка» Мартина Скорсезе, где он играет одну из второплановых ролей, вернет ему былую известность. Актер Роберт Макнотон, сыгравший в фильме Майкла, старшего брата Герти и Эллиота, актерскую карьеру совсем забросил. Чем он занимается? Вот отрывок из его интервью: «Сейчас я работаю в почтовом управлении США. Моя должность называется «распорядитель почты». Трудно объяснить, что это такое, но это живая работа на свежем воздухе. Я разгружаю и загружаю почтовые фургоны».

Алексей МЕДВЕДЕВ