|
|
N°155, 27 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шредер стал звездой экрана
Выборы в Германии пройдут по американскому сценарию
В воскресенье вечером вся Германия смотрела лишь два частных телеканала -- SAT1 и RTL. Как было анонсировано еще в начале лета, в телевизионной дуэли на 1 час и 15 минут схлестнулись нынешний канцлер, председатель социал-демократической партии Герхард Шредер и его главный конкурент на парламентских выборах 22 сентября премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер, выдвинутый консервативным ХДС/ХСС. Такая форма предвыборной борьбы используется в Германии впервые.
Ни телевизионщики, ни дуэлянты не делали секретов из того, что идея, да и сценарий словесной перепалки двух главных участников предстоящих выборов полностью заимствованы за океаном. Сначала секунданты, коими были популярные телеведущие, задали участникам дебатов «неудобные» вопросы по таким актуальным проблемам, как безработица, налоговая политика или возможность участия Германии в войне против Ирака. На ответ -- всего 90 секунд.
Началась дуэль с темы последних дней. Шредеру и Штойберу пришлось рассказать, как каждый из них, оказавшись после 22 сентября на посту канцлера, намерен восстанавливать разруху после масштабного наводнения. Нынешнему федеральному канцлеру национальная катастрофа популярности прибавила. «Кризисный менеджмент» Шредера высоко оценили 55% опрошенных немцев. Быстрое восстановление пострадавших регионов социал-демократам могут доверить 34%, а их главным конкурентам -- 27%.
Шредер ищет источники финансирования восстановительных работ в налоговых механизмах -- путем отсрочки на год запланированной налоговой реформы. А Штойбер считает возможным увеличить для этого задолженность госбюджета. Он увязал проблемы наводнения с безработицей, так и не снизившейся за годы правления Шредера.
Нынешнюю предвыборную кампанию в Германии специалисты недаром называют «американизированной». Избирателям навязывается «образ» будущего правителя и в меньшей степени -- содержательная сторона его политики. Ответы, прозвучавшие позавчера, были обкатаны ранее и казались домашними заготовками.
Кандидат от консерваторов проигрывает действующему канцлеру по части «человеческих симпатий», свидетельствуют социоопросы. Непринужденного Шредера именуют «политическим шоуменом» и «канцлером массмедиа». Поэтому Штойбер изо всех сил старался «обаять» аудиторию. Но вряд ли он преуспел. С ядовито-желчной улыбкой баварский премьер приступал к ответу на каждый вопрос дуэли, обвиняя канцлера в «тяжелых ошибках». Он обещал все делать лучше и держался агрессивно. Шредер же, напротив, разыгрывал образ рассудительного «государственного мужа», говорил по-отечески. Он был очень похож на «раннего Коля».
Под занавес теледуэлянты обнародовали взгляды на мир за пределами Германии. Канцлер вновь отверг возможность немецкого участия в войне США против Ирака. За что был обруган Эдмундом Штойбером. Однако добиться от него самого однозначного ответа, надо ли бундесверу воевать против «оси зла», так и не удалось.
Итог теледуэли, по результатам блиц-опросов в тот же вечер, сложился чуть больше в пользу Шредера. 57% опрошенных зрителей телеканала RTL ответили, что канцлер показался им «симпатичнее», и только 35% предпочли баварского премьера. Второй тур дебатов намечен на 8 сентября.
Юрий ШПАКОВ, Берлин