|
|
N°155, 27 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Карликам в политике не место
Французский премьер уничтожает мелкие партии
Французский премьер-реформатор Жан-Пьер Раффарен, не ожидая начала нового политического сезона, выступил с предложением изменить избирательную систему страны. Если раньше на второй тур выборов -- муниципальных, региональных и в Национальное собрание -- могли идти, объединившись в эфемерные союзы и временные ассоциации, и представители некрупных политических формирований, то теперь участвовать в борьбе смогут только самые престижные партии. Иными словами, за бортом публичной политики окажется подавляющее большинство традиционных французских партий и объединений.
По тому, как отреагировали политики на инициативу премьер-министра, можно легко представить, кто от избирательной реформы выигрывает, а кто наоборот. Первыми возмутились коммунисты, троцкисты и националисты, прекрасно понимающие, что при новом раскладе на их политформированиях можно поставить жирный крест. Следом возмутились центристы, экологисты и прочие «охотники» и «любители пива». Если совсем недавно от их участия в избирательных альянсах зависело шаткое равновесие в сложной, многоролевой политической игре, отныне они ровным счетом ничего определять не будут...
В штаб-квартире социалистов предложения Жан-Пьера Раффарена встретили глубокомысленным, одобряющим молчанием. Лидеры главной левой партии Франции, оглушительно проигравшей последние выборы, осознают, что им новая система предоставляет редкий шанс. По сути, страна может начать жить по принципам двухпартийной ротации на британский или американский манер: то у кормила власти будут неоголлисты, то социалисты... И никаких, как в недавнем прошлом, унизительных компромиссов с сомнительными «попутчиками», никаких запутанных схем по принципу «ты -- мне, я -- тебе»!
«Довольно нам жить в византийской политике по флорентийским схемам, Франции пора входить в цивилизованную Европу!» -- считает Раффарен. Этот улыбчивый человек с лицом вышедшего в отставку профессионального боксера не скрывает амбиций «европеизировать» Пятую республику. Для политических карликов это может обернуться крахом и забвением. Причем на всех политических уровнях, включая региональный.
Пойдут ли французы на столь решительное изменение национального политического пейзажа? Сможет ли Раффарен, осуществляющий волю Жака Ширака (что ни для кого не секрет!), добиться одобрения реформы в Национальном собрании? Удастся ли правительству достичь на эту тему компромисса с вожаками социалистов? Если вопрос об избирательной реформе вынесут на общенациональный референдум, как того хотят коммунисты, итоги его не возьмется предсказать никто. Разве возможно программировать настроения электората, 64% которого вообще не явились 21 апреля этого года на президентские выборы?
Петр РОЗВАРИН, Париж