|
|
N°155, 27 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Садово-авангардные хиты
Завершился «Джаз в саду «Эрмитаж»
Ставший уже привычным фестиваль прошел в этом году в пятый раз. Три дня завсегдатаи, фанаты импровизационной музыки и просто отдыхающие слушали полтора десятка отечественных, иностранных и смешанных составов.
Фестивальная программа открылась выступлением оркестра Георгия Гараняна: музыканты играли садово-парковые хиты довоенного советского джаза, стараясь звучать как можно более «ретро». В результате звучание оркестра было подчас неотличимо от патефона, в чем, безусловно, есть определенное своеобразие. (Во всяком случае слушатели пенсионного возраста оценили его по достоинству.) Оркестровый джаз также был представлен патриархом из патриархов Олегом Лундстремом (с его оркестром выступила часто нас навещающая американка Дебора Браун), а также биг-бендом «международного человека» Игоря Бутмана. Бутман-солист и Бутман-лидер в который раз поразил публику прекрасной игрой и неподдельной энергетикой. Столь же энергично-оптимистичным было выступление квартета консервативного мультиинструменталиста Давида Голощекина. На сей раз он играл на ямаховской электроскрипке («Она сама играет!») и фортепиано. На вопрос, как у него получается играть много лет практически одно и то же, но всегда искренне и задорно, маэстро ответил: «А я просто радуюсь, когда играю».
Интригой фестиваля стало появление на одной сцене в одном составе двух главных трубачей советского джаза, Андрея Товмасяна и Германа Лукьянова. Эти музыканты выступали в проекте аккордеониста Владимира Данилина и гитариста Алексея Кузнецова, ансамбле с простым и исчерпывающим названием All Stars. Лукьянов играл на инструменте собственного изобретения -- гибриде трубы и флюгельгорна (с четырьмя клапанами), который сам музыкант-изобретатель называет «альт-горн». Выступление Товмасяна на широкой публике стало первым за много лет. Из-за болезни Товмасян не играл перед столь многочисленной аудиторией аж с 1984 года. Что особенно радостно, былой формы (по свидетельству знающих людей) Товмасян не потерял. Добрую половину публики, впрочем, совершенно не заботило, кто из музыкантов в какой форме находится и с каким качеством играет. Так, на ура было принято совершенно никакое выступление Алексея Козлова, во время которого саксофонист Козлов пропел (!) (точнее, проречитативил) кусочек из «Иисуса Христа -- суперзвезды», без интонирования и с акцентом. Зато люди танцевали. Вообще-то это странно -- приходить на джазовый фестиваль, чтобы танцевать, а не слушать музыку. С таким же успехом можно ходить на балет или ансамбль «Березка», чтобы петь.
Такой же интерес вызвали тоже не особенно яркие коллективы Tango In Jazz (смешанный аргентинско-шведский состав, игравший нетленки Астора Пьяцоллы) и испанское трио Flamenco Jazz. Участники последнего, гитарист и басист, пытались играть в унисон, но что-то им мешало.
С хедлайнера второго дня, чикагского септета The David Boykin Expanse (с саксофонистом Дэвидом Бойкиным и пианистом Джимом Бейкером), «танцующая» публика просто сбежала. Немудрено -- авангардный ансамбль играет то, что называется AACM, или Ассоциация продвижения музыкантов-творцов («круглый» эквивалент громоздкого английского названия изобретен джазовым критиком Кириллом Мошковым). Отцом этого радикального афроамериканского направления считается знаменитый трубач Лестер Боуи. Boykin Expanse представляет собой уже третье поколение музыкантов данного направления новой импровизационной музыки, а такие люди к нам крайне редко ездят, и слушать этот убедительный чикагский «угар» (свободная импровизация поверх четких фанковых ритмов) было довольно любопытно. На выступлении септета какие-то маленькие дети (чьи родители в этот момент, видимо, попивали спонсорский коньячок «Хенесси») носились как угорелые перед сценой. Наверное, это и был contemporary dance. Дети, как это часто бывает, нашли наиболее подходящую форму для выражения эмоций.
Закрыло фестиваль мастерское выступление живого классика, американского альт- и сопрано-саксофониста Гэри Бартца. В «Эрмитаже» ему аккомпанировали россияне -- пианист Лев Кушнир, контрабасист бутмановского оркестра Виталий Соломонов и один из самых востребованных сессионных барабанщиков Евгений Рябой. Бартца пришли послушать многие музыканты, выступавшие в предыдущие дни. Таким образом, получился своего рода мастер-класс.
Александр БЕЛЯЕВ