|
|
N°155, 27 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пошумят да и примут
Представители думских фракций говорят о бюджете
Думцы получили от правительства проект бюджета 2003 года и теперь готовятся к его обсуждению, которое по регламенту начнется в сентябре и продлится три месяца. Каждая фракция готовится сообразно своим политическим установкам и экономическим воззрениям. «Яблоко», к примеру, в ближайшие недели внесет альтернативный проект бюджета. Но правительственный проект обречен на одобрение, судя по настрою думского большинства из «альянса четырех» во главе с фракцией «Единство».
Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, председатель Думы:
-- При принятии бюджета должны учитываться не только нужды регионов, которые сегодня сами себя не могут финансировать, но и интересы регионов-доноров. А самое главное -- нужны стимулы для тех субъектов, которым до доноров осталось чуть-чуть. И тогда в ближайшем будущем в федерации будет не 12--15, а 20, а впоследствии 30, а то и 50 регионов-доноров.
Владислав РЕЗНИК, зампред фракции «Единство»:
-- Все статьи бюджета будущего года уже выстраданы и правительством, и парламентариями -- документ буквально испещрен поправками, и какие-либо дальнейшие исправления придадут бюджету привкус предвыборной PR-активности. Его можно было бы принять без изменений сразу в трех чтениях без политических деклараций левых, да и ряда правых думских фракций, но регламент не велит.
Сергей ИВАНЕНКО, зампред фракции «Яблоко»:
-- Бюджет стал вещью в себе, черным ящиком, который один раз выставляется на стол для обсуждения «альянсом четырех», а потом убирается. И вот в этом одна из его главных проблем. «Альянсу» нужно 5 млрд руб. на дорожное хозяйство, 5 млрд руб. на сельское хозяйство, и больше им ничего не нужно. А доходная часть бюджета исчисляется 2,4 трлн руб. И за эти 10 млрд «альянс» одобряет весь бюджет, и он перестает обсуждаться. Естественно, правительство не заинтересовано в том, чтобы открыто обсуждать основные параметры бюджета, а сам бюджет становится закрытым, непрозрачным. В проекте-2003 -- 8836 страниц. Но очень похоже, что среди них нет нескольких важных страниц, на которых даются ответы на главные вопросы бюджетного процесса. Этих вопросов по меньшей мере три.
В каком состоянии финансовый резерв, созданный в 2000 году под выплаты внешнего долга 2003 года? Сегодня он существенно сокращен по неизвестным причинам. Был создан в объеме 180 млрд руб., потом появилась информация, что снизился до 60 млрд, а потом опровержение -- оказывается, снизился до 120 млрд. И нет никаких объективных данных. По всем основным направлениям у нас теперь появляется слово «вероятно», «возможно» -- то есть то, что мы говорили в конце 80-х о бюджете Советского Союза. Второе: никто не может толком объяснить, что происходит с налогами. Почему вдруг резко упала собираемость. Третий момент: региональные бюджеты, в которых (за исключением некоторых регионов-доноров) к осени кончились деньги. И непонятно, каким способом Минфин собирается свести концы с концами, тем более что на будущий год намечена реформа ЖКХ.
При всем этом все основные параметры бюджета-2003, по сути дела, взяты как под копирку из бюджета-2002. Видимо, правительство исходит из того, что экономическая политика, которая проводилась в 2002 году, дала результаты и поэтому должна быть продолжена. Но все происходящее с финансовым резервом, с налоговыми сборами, с региональными бюджетами говорит о том, что страна оказалась в новом положении: при очень высоких ценах на нефть мы впервые наблюдаем нарастающие финансовые проблемы государства. Такого раньше не было.
Владимир КОПТЕВ-ДВОРНИКОВ, зампред комитета по собственности, фракция СПС:
-- Бюджет-2003, по сути, предвыборный. Поэтому приниматься он будет при сильнейшем давлении федеральных, региональных и отраслевых лоббистов. Наибольшей активности в этом можно ожидать со стороны депутатов из фракции ОВР и двух групп -- «Регионы России» и «Народный депутат».
Записал Виктор ХАМРАЕВ