Время новостей
     N°154, 26 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2002
Польза без последствий
Для начала имеет смысл разобраться с тем, кому и зачем нужна отчетность. Строго говоря, заключение аудитора подтверждает соответствие российской отчетности требованиям законодательства и стандартам учета -- никакой экономики, макроэкономической подоплеки. Все может быть прекрасно с точки зрения соответствия отчетности закону, но при этом выясняется, что с экономической точки зрения дела компании обстоят далеко не блестяще. Именно поэтому аудиторы философски смотрят на подобного рода отчетность. Нет экономической мотивации и в позиции компаний: они склонны видеть в заключении аудиторов некую страховку от налоговых рисков и произвола местных налоговых органов, что по большому счету является несомненным плюсом.

Получается, что по существу на сегодняшний день отчетность, составленная по российским стандартам, просто не интересует пользователей (кроме, конечно, налоговых инспекций) как таковая, а следовательно, при таком подходе цена аудиторского заключения существенно падает. В результате на рынке к составлению заключения относятся как к некоей механической технической функции (всем известны случаи предпочтения крупными компаниями услуг более дешевого -- в прямом смысле слова -- аудитора, т. е. запрашивающего существенно меньшую сумму за ту же работу). Такая логика заказчиков понятна, что-то вроде: «Бог с ней, с российской отчетностью, раз она никому не нужна, лучше уж МСФО и заключение международного аудитора». К тому же скорее всего большинству крупных компаний переход на МСФО принесет пользу, выражающуюся в росте капитализации, падении ставок по кредитам, международном признании. И это несмотря на некоторый неизбежный рост издержек компаний.

Для государства никаких существенных последствий в результате перехода бизнеса на МСФО ожидать не приходится, равно как не понадобится «подстраивать» налоговое законодательство под новые правила отчетности. Вообще говоря, учет налогов и бухгалтерский (финансовый) учет -- два совершенно разных направления по сути, ведь цели пользователей этих двух отчетностей различаются. Потребитель налогового учета -- государство, ему нужно собрать налоги. А составителю отчетности, чтобы меньше заплатить налогов, нужно оптимизировать (занизить) финансовые показатели. В то же время у компании должны быть блестящие финансовые показатели и качественно поставленный бухгалтерский (финансовый) учет для того, чтобы она была интересна инвестору. Получается противоречие между налоговым учетом и принципами публичных компаний. Они заинтересованы не в уменьшении прибыли (что является следствием правильным образом устроенного налогового учета), а в ее увеличении, росте капитализации.

Логика данных противоречий, по всей видимости, требует дифференцированного подхода к малому, среднему и крупному бизнесу, для чего необходимо ориентироваться на различные категории пользователей. В одном случае это владельцы-управляющие (малый бизнес), в другом -- множество акционеров (крупные компании). Их требования к работе консультантов и аудиторов будут кардинально различаться, и сам формат отчетности, вероятно, должен быть разным. Собственнику малого предприятия не интересно знать среднюю ставку по получаемым кредитам, а кредиторы в меньшей степени заинтересованы в налоговой оптимизации компании.

С этой точки зрения трудно определить, что лучше: IAS или GAAP. На самом деле МСФО -- это синхронизированные ГААПы всех стран (в каждой -- свой ГААП, в том числе и в России). Речь идет о соединении, конвергенции всего лучшего в стандартах отчетности, разработке унифицированных принципов для всех пользователей. МСФО -- это единые правила игры для всех, один язык общения.

Переход на МСФО должен проходить в несколько этапов. Сначала (в идеале) переходят все листинговые компании, переход остальных поощряется, а малый и средний бизнес ведут учет по упрощенной схеме в рамках существующих и выходящих ПБУ (правил бухгалтерского учета).

Еще один принципиальный момент: переход должен осуществляться единовременно, «разом», без растяжки по периодам.

Требования МСФО должны быть приняты на официальном уровне. При этом нужно рассмотреть возможность внесения в Государственную думу проекта поправок в федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», разрешающих в соответствии с внесенными изменениями и по желанию предприятий и организаций вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО, официально переведенными на русский язык.

Кроме того, целесообразно создать негосударственную организацию (комиссию), которой официально будет делегировано право официального перевода международных стандартов финансовой отчетности на русский язык и, следовательно, официальных комментариев и интерпретаций, поясняющих отдельные положения этих стандартов.

Имеет смысл рассмотреть возможность внесения в Госдуму проекта поправок в федеральный закон от 7 августа 2001 года №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», где аудиторским организациям, осуществляющим обязательный аудит финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, будет предписано применять международные стандарты аудита, выпускаемые Международной федерацией профессиональных бухгалтеров.

Необходимо проанализировать возможность внесения поправок и изменений в иные законодательные и подзаконные акты, регулирующие ведение учета и составление финансовой отчетности, с целью выявления и устранения противоречий, возникающих при переходе предприятиями и организациями к составлению финансовой отчетности согласно МСФО. Кроме того, следует рассмотреть необходимость проведения обязательной аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов в области МСФО и МСА.

Абсолютно логичным представляется и внесение предложения в Министерство образования по включению курсов по МСФО в обязательную программу высших учебных заведений, готовящих специалистов по бухгалтерскому учету.

Михаил РОДЧЕНКОВ, директор департамента международной отчетности компании ФБК