Сегодня в Ашхабаде первый вице-премьер России Виктор Зубков проведет совместно с туркменским коллегой заседание межправительственной комиссии. Предполагается, что «в ходе предстоящего заседания стороны рассмотрят широкий круг вопросов двустороннего торгово-экономического сотрудничества, в том числе с учетом договоренностей, достигнутых на высшем уровне в ходе визита президента России Дмитрия Медведева в Туркменистан 21--22 октября», -- цитирует представителя российского правительства РИА Новости. Запланированы также встречи г-на Зубкова с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым и министром иностранных дел Рашидом Мередовым.
Однако конструктивного диалога, похоже, не получится. Вслед за беспрецедентно жестким заявлением туркменского МИДа относительно высказываний другого российского вице-премьера -- Игоря Сечина по итогам визита президента РФ в город Туркменбаши
(см. «Время новостей» от 29 октября) Ашхабад пошел еще дальше. По информации «Времени новостей», глава «Туркменгаза» Довлет Моммаев потребовал от «Газпрома» увеличить закупки газа с текущих 10--11 млрд кубометров в год как минимум до 18 млрд кубометров, ссылаясь на договоренности, достигнутые на встрече президентов. А параллельно некоторые российские граждане, прибывшие в столицу Туркмении готовить визит г-на Зубкова по служебным визам, столкнулись с проблемами после прилета. «Они были вынуждены ждать разрешения на пересечение границы до 12 часов», -- говорит собеседник газеты, знакомый с ситуацией.
До сих пор давление осуществлялось непосредственно на представительство «Газпрома», с которым у Туркмении отношения испортились в апреле прошлого года. Сотрудникам создавались визовые и прочие бытовые проблемы, вплоть до угроз со стороны министерства связи отключить телефоны и Интернет.
Получить вчера комментарии в «Газпроме» не удалось. Источники в компании говорят, что главе «Туркменгаза» рекомендовали прислать предложения в письменной форме.
Российский концерн, не сумев договориться об изменении цены поставок, снизил отбор газа, после чего туркменская сторона прекратила их вовсе. Договориться о возобновлении удалось лишь с 1 января 2010 года, но объемы значительно снизились (с 42 млрд кубометров в год до 10--11 млрд кубометров) и цены были пересмотрены. За тысячу кубометров газа, по информации «Времени новостей», «Газпром» платит «Туркменгазу» около 250 долларов.
Для туркменской казны это ощутимые финансовые потери. Напомним, что в первом квартале 2009 года «Газпром» покупал газ по 375 долл. за тысячу кубометров и всего за три месяца заплатил Ашхабаду свыше 4 млрд долл. Для сравнения: в 2007 году «Газпром» приобрел у «Туркменгаза» 42 млрд кубометров примерно на 6 млрд долл. За весь 2010 год Туркменистан получит от около 2,5 млрд долл. А дополнительные 8 млрд кубометров, на продаже которых настаивает туркменская сторона, это 2 млрд долл. доходов.
Источник «Времени новостей» в Ашхабаде говорит, что проблема усугубляется малой доходностью продаж газа Китаю по запущенному в декабре прошлого года новому газопроводу. Во-первых, CNPC возьмет в этом году всего 4--5 млрд кубометров. Во-вторых, цена газа, по словам нашего собеседника, здесь значительно ниже 100 долл. за тысячу кубометров. А эффект для Туркмении и того меньше, так как страна вынуждена из этих средств погашать и обслуживать полученный в прошлом году от Китайского банка развития кредит на 4 млрд долларов.
Неудивительно, что первым делом г-н Бердымухамедов предложил Дмитрию Медведеву увеличить поставки в Россию. Российский лидер не ответил. Более того, Игорь Сечин заявил журналистам, что конъюнктура в Европе по-прежнему плохая и исходя из этого «Газпром» будет принимать решение о том, сколько туркменского газа закупать в следующем году. После этого туркменский МИД подверг российского вице-премьера жесткой обструкции, обвинил в невыполнении обязательств и вмешательстве в энергетическую политику суверенной страны.
Ультиматум г-на Моммаева перед визитом Виктора Зубкова, который, как известно, возглавляет совет директоров газового монополиста, -- продолжение этой истории.
Беспрецедентные публичные демарши в отношении Москвы, сопровождаемые попытками унизить российских чиновников, наводят на мысль о том, что в Ашхабаде готовят почву для дальнейших акций. Речь идет о возможности окончательного выхода Туркмении из достигнутой с Россией договоренности о фактическом признании Ашхабадом двойного российско-туркменского гражданства за теми жителями Туркмении, которые получили его до июня 2003 года.