Время новостей
     N°202, 03 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.11.2010
В торжественной обстановке
Вручены премии Станиславского
В понедельник в отеле Ritz-Carlton состоялась пятнадцатая церемония вручения премии Станиславского. Как всегда, мероприятие выглядело очень светски: знаменитости дефилировали в окружении многочисленных камер, скользили вышколенные официанты, люстры блистали многоярусным хрусталем. Тем не менее сама церемония производила страннейшее впечатление: от диковатого стихотворного текста в исполнении хора студентов РАТИ и нелепого сценария конферанса (вели мероприятие Константин Хабенский и Наталья Рогожкина) до бессмысленно скачущих пьеро и арлекинов весьма сельских достоинств. Ну и биг-бенд Гараняна с битловским попурри плюс Градский с неизменным «Как молоды мы были» навевали воспоминания о давно ушедших временах. Ко всему прочему в финале церемонии, когда награда в номинации «За поддержку театрального искусства» вручалась Людмиле Швецовой, со сцены полилась такая неприличная верноподданническая патока в духе «Людмила Ивановна, мы вас так любим-обожаем!», что сидящим в зале сделалось неловко. И вспомнилось, что в начале церемонии Римас Туминас, получавший приз за «Дядю Ваню», сказал: «Хорошо, что увидели, как мы отчаянно боремся за достоинство театра. А это самая главная война». Так стало ясно, что сейчас, когда все театры, получавшие от города солидную поддержку, замерли в ожидании кадровых изменений в московском правительстве (возможно, не сулящих им ничего хорошего), -- за достоинство борются не все.

Лучшее, что было на этой церемонии, -- это сами награжденные, поскольку список лауреатов премии Станиславского нынешнего года выглядел безупречно. Кроме «Дяди Вани», получившего награду «За лучший спектакль чеховского юбилейного сезона», и Сергея Маковецкого, пронзительно сыгравшего в нем заглавную роль (номинация «Мастерство актера»), приз получила Ольга Яковлева («Женская роль»). И хотя речь шла о «цикле ролей русской классики», всем было ясно, что главным поводом дать этой удивительной актрисе награду именно сейчас было исполнение роли Бабушки в недавнем мхатовском спектакле Адольфа Шапиро по гончаровскому «Обрыву». Человеческая масштабность, цельность и сила, которыми наделила Яковлева свою Татьяну Марковну, поворачивала актрису, всегда игравшую ломких, ранимых героинь, неожиданной, новой стороной.

Режиссеров было отмечено двое. Во-первых, грандиозный польский авангардист Кристиан Люпа (номинация «За вклад в развитие мирового театра»), чья «Чайка» из Александринки уже получила «Золотую маску» и чью эпохальную постановку о Мерилин Монро в Москве увидят весной. А во-вторых, один из главных российских экспериментаторов и по удивительному стечению обстоятельств ученик Люпы -- Андрей Могучий из Санкт-Петербурга (номинация «За режиссерские работы последних лет»). Впрочем, и еще два постановщика есть в наградных списках: Марк Захаров («За вклад в развитие российского театра») и единственный представитель «бессловесного театра» Владимир Васильев («За вклад в развитие хореографического искусства»). И с этим выбором тоже не поспоришь.

Кроме традиционных номинаций есть у премии Станиславского еще три уникальные, за что ей отдельное спасибо. Первая -- «За развитие театральной педагогики», этот приз на нынешней церемонии получил еще один режиссер -- Евгений Каменькович, преподающий в ГИТИСе с тех самых пор, как сам его окончил, причем всегда на курсах у самых передовых мастеров: Анатолия Васильева, Петра Фоменко, Сергея Женовача. Теперь Каменькович и сам руководит экспериментальным курсом вместе с Дмитрием Крымовым, и его студентов в профессиональных кругах ценят высоко. Вторая очень важная номинация -- «Театроведение». Пожалуй, сегодня кроме премии Станиславского других наград у науки о театре нет. На 15-й церемонии этот приз получил историк театра Владислав Иванов «За цикл историко-театральных работ в альманахе «Мнемозина». Благодаря за награду, Иванов отдельно попросил сидящих в зале деятелей театра: «Собирайте, пожалуйста, архивы, ставьте на каждом документе дату и позаботьтесь, чтобы ваши архивы сохранились, это очень важно для науки». Зал смеялся, но и был польщен. Ну и третья особая награда -- директору театра, под названием «За вклад в развитие театрального дела». Ее получил директор РАМТа Владислав Любый «За проект сезона 2009--2010 годов «Молодые режиссеры -- детям». Пять чудесных, неглупых и веселых спектаклей, которые поставили юные режиссеры -- выпускники мастерской Сергея Женовача в Молодежном театре, -- действительно важный прорыв в сегодняшнем дремучем театре для детей. И хочется только попросить Любого, чтобы он не оставлял стараний, чтобы и у малышей была возможность видеть современный, живой театр. Тогда, надо думать, через десяток лет они и во взрослый театр придут.

Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Театр