Время новостей
     N°201, 02 ноября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.11.2010
Казнь силиконового символа
Петербургский художник Артур Молев сводит счеты с Барби
В Петербурге, в одной из галерей артцентра «Пушкинская 10» -- Navicula Artis, открылась выставка Артура Молева, петербургского художника, а ныне жителя Амстердама, «Гори, Барби, гори!». На выставке представлена живописно-скульптурная инсталляция, состоящая из изображений «правнучек» ларионовских венер с легко узнаваемой фигурой американской куклы на стенах и десятка «летающих» Барби, окружающих зрителей, как тропические насекомые. Экспозиция дополнена видеозаписью аутодафе пластикового «идола» на Дворцовой площади -- часть нового проекта художника, который предусматривает тысячу кукольных «казней» в разных городах Европы. Собственно, горит гламурная принцесса, она же «пластиковая шлюха», только на экране видеопроектора.

Проект Молева как бы разоблачает коварный план Барби, длинноногой захватчицы, по словам самого художника, «заполонившей весь мир и мешающей полету детской фантазии». Впрочем, упоминание автора о фанатичных инквизиторах скорее свидетельствует об ограниченности барбифобов, готовых обвинить пластмассовую куклу в зомбировании несчастных детишек. Под аккомпанемент группы «АукцЫон» американская «ведьма», с личика которой даже на смертном одре не сходит голливудская улыбка, горит синим пламенем. Кадры публичной казни «силиконового символа красоты американского разлива», беззащитного и одновременно зловещего в холодном вечернем свете, сменяет почти абстрактный огненный рисунок, осуществляя переход от хроникальной записи к видеоарту.

Куклы, «парящие» вокруг зрителей (к слову, в чертовщине на этот раз Барби неповинна -- от падения ее спасают не сверхъестественные способности, а прозрачные лески), увешаны разноцветными фенечками, проволоками, туфельками, бабочками, зеркальцами, масками. Обезглавленные, четвертованные и снова собранные художником, они превращаются в жутких многоруких монстров со скрытыми за цветастыми безделушками лицами, механических сколопендр с пластмассовыми щупальцами, крошечных Кали от фирмы «Маттел», кружащихся в разрушительном танце. «Полая женщина» восполняет отсутствие внутренностей бесполезными атрибутами. Ненасытная, она примеряет все новые и новые аксессуары до тех пор, пока ее тело не обрастает кричаще-ярким панцирем. Любовь автора к блошиным рынкам естественно дополняет любовь силиконовой модницы к украшениям. Заявленный как социально востребованный и актуальный, проект Молева смотрит не только в настоящее, но и в прошлое. Эти Барби -- продукты современного общества потребления, обвешанные разноцветным дешевым хламом квазипринцессы. Но одновременно это и узнаваемая отсылка к сюрреалистическим опусам, «теория и сборка расчлененных малюток» Беллмера, немецкого художника, ставшего известным благодаря своим шарнирным куклам, в обработке а-ля Миро, а также возвращение к куда более древним языческим истокам: куклы-идолы, хрупкие и жестокие божества, застывшие в ритуальном танце.

Идолопоклонство свойственно современному обществу, как и древним язычникам, так же, как и потребность периодически этих самых идолов линчевать, не то принося в жертву более могущественному божеству, не то прорабатывая собственные комплексы, не то от скуки, а может быть, всерьез уверовав в то, что в них кроется причина всех человеческих проблем и несчастий от расовой ненависти до анорексии. Вопрос о том, доказана ли вина Барби, остается открытым. «Полая женщина» горит без суда и следствия, но ее поражение одновременно оборачивается победой: престарелая манекенщица по-прежнему в центре внимания, равно как и 60 лет назад.

Ольга БУЛАТОВА
//  читайте тему  //  Выставки