|
|
N°154, 26 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Там будет город-сад
Российско-корейскую дружбу скрепят шпалами и рельсами
Возможно, одну из следующих поездок в Россию северокорейский лидер Ким Чен Ир совершит уже по новому железнодорожному полотну. Конкретного плана строительства, конечно, пока нет, но и в трудовом энтузиазме корейцев сомневаться не приходится. Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на Центральное телеграфное агентство Кореи, завершив пятидневный визит с Россию, «любимый руководитель» немедленно направился в Дом корейско-российской дружбы близ приграничной станции Туманган. Ким Чен Ир осмотрел дом, посвященный «великим делам, совершенным великим вождем корейского народа Ким Ир Сеном и великим руководителем Ким Чен Иром во время их поездок в Советский Союз и Россию» и выразил благодарность строителям и персоналу музея. Дом дружбы был построен по личному указанию Ким Чен Ира после его прошлогоднего визита в Россию силами Корейской народной армии: за три месяца на голой сопке в нескольких километрах от границы был разбит парк и возведено здание в традиционном корейском стиле площадью 200 квадратных метров.
Итоги нынешнего визита обещают гораздо более грандиозную стройку. Чтобы соединить Транссиб с Транскорейской магистралью и иметь возможность доставлять грузы из Южной Кореи в Европу за 10--12 суток, необходимо реконструировать 761 км из 781 км железной дороги на территории КНДР. Прощаясь с российской землей, Ким Чен Ир спросил у провожавшего его министра путей сообщения Геннадия Фадеева: «Так будет ли соединена Транскорейская магистраль с Транссибом?» и получил утвердительный ответ.
Несмотря на обильную программу (вождь корейцев посетил оборонные предприятия, порты, торговые центры, хлебозавод, ресторан и пр.), главным пунктом, несомненно, были переговоры о железной дороге. Восстановление Транскорейской магистрали -- вопрос выживания для КНДР, и для его решения нужны деньги, специалисты и надежный партнер. Последнее условие и привело Кима в Россию, а не в тот же Китай. В Москве отлично понимают, что смена партнера лишила бы Россию потенциальных доходов. «Если мы это не сделаем, это будет сделано через территорию нашего уважаемого соседа, Китайской Народной Республики. Все равно выйдут на Транссиб, только в другом месте», -- заявил во Владивостоке Владимир Путин перед переговорами с Ким Чен Иром и добавил: «Именно поэтому здесь по моему приглашению находится лидер Северной Кореи».
Переговоры с последующим обедом длились почти четыре часа, и после них к журналистам вышел Владимир Путин. Подчеркнув, что выражает общую точку зрения, он сказал, что главы государств обсудили железнодорожный проект в подробностях. Подробности эти таковы. Сумма затрат на восстановление дороги, по оценкам российского МПС, составит от 70 млрд рублей до 3 млрд долларов (такие цифры называл во Владивостоке Геннадий Фадеев). МПС уже подготовило три варианта ТЭО: в расчете на узкую, совмещенную и широкую железнодорожную колею. И хотя никто из московских чиновников не произнес этого вслух, именно России придется обеспечить финансирование проекта. Геннадий Фадеев особенно настаивал на том, что МПС необходимы твердые гарантии со стороны как Южной Кореи, так и КНДР о гарантированном потоке грузов на объединенной Транскорейской--Транссибирской магистрали. Только после получения таких гарантий, по мнению министра, за этот проект «надо браться двумя руками». Почувствовав это намерение, Ким Чен Ир пообещал г-ну Фадееву, что тот скоро «услышит о новых, неожиданных инициативах корейской стороны о воссоздании Транскорейской магистрали». С этим загадочным обещанием Ким и отправился в музей российско-корейской дружбы.
Илья НИКИТИН