|
|
N°201, 02 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приоткрытое небо
С 1 ноября получить разрешение на полет над Петербургом стало проще
Приказ Министерства транспорта РФ с 1 ноября меняет порядок полетов над северной столицей. Разрешения на полеты над городом отныне будет выдавать не Главный штаб ВВС, от которого разрешения можно было ждать месяцами и не дождаться, а комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП) Смольного. На высотах до 3000 метров для обеспечения безопасности петербуржцев и сохранности памятников архитектуры можно будет летать только над водными артериями и вдоль Кольцевой автодороги (КАД). Для полетов на высоте более 3000 метров и вокруг КАД будет действовать уведомительная система. Изменения, по мнению чиновников, должны послужить толчком для развития малой авиации и аэропорта Пулково.
Небо над Петербургом было закрыто для полетов с 1994 года. Когда в городских пределах откуда-нибудь доносился шум вертолета, петербуржцы сразу интересовались, не случилось ли какой-нибудь катастрофы. Поскольку пролетать над северной столицей имели право в основном вертолеты МЧС и силовых структур. Также изредка винтокрылые машины использовались для авиационных работ -- например, для установки креста на Смольный собор или ангела на шпиль Петропавловского собора. Но даже такие разрешения у Главного штаба ВВС можно было получить не всегда. Например, вышеупомянутый КТТП хотел провести облет на вертолете строящихся вертолетных площадок. Военные добро не дали. Воздушным шарам и дирижаблям с бюрократической точки зрения было легче. Но им всегда мешают погодные условия. К примеру дирижабли нельзя поднимать в воздух, если ветер выше 5 метров в секунду, а в городе у моря такие ветры считаются редким затишьем.
Более того, в марте 2010 года правительство РФ выпустило документ, которым делегировало муниципальным властям право выдавать разрешения на авиационные работы, на подъем аэростатов и дирижаблей. При этом не учитывалась специфика Петербурга как субъекта федерации, в котором 111 не наделенных ни четкой территорией, ни властью муниципалитетов.
Ситуация стала патовой. Поэтому на одном из последних заседаний комитета по законодательству городского парламента этот вопрос вынесли на обсуждение. По итогам дискуссии КТТП по поручению губернатора Петербурга Валентины Матвиенко внес предложения в Минтранс РФ об изменении авиационного статуса северной столицы.
Как пояснили «Времени новостей» в КТТП, они будут давать разрешения на освоение петербургского неба любому транспортному средству и пилоту, имеющим все необходимые документы, подтверждающие квалификацию экипажей и исправность воздушного судна, а также лицензии на соответствующую деятельность юридических лиц. Пока же под малой городской авиацией подразумеваются прежде всего вертолеты. При этом городские чиновники ожидают увеличения интереса частных инвесторов к созданию авиационной инфраструктуры в городе.
Городские власти разработали отраслевую схему развития и размещения объектов инфраструктуры воздушного транспорта в Санкт-Петербурге. Из городского бюджета финансируется дооборудование двух посадочных площадок с возможностью их эксплуатации днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях -- у НИИ скорой помощи имени И.И. Джанелидзе и Первой городской детской больницы. Частным инвесторам предоставлено право реализовать коммерческие проекты в сфере малой авиации.
Согласно отраслевой схеме в городе предусмотрено строительство трех вертодромов для хранения около 120 вертолетов и 19 посадочных площадок -- семи при больницах, оборудованных для оказания экстренной медицинской помощи, одной в порту «Морские ворота» на Васильевском острове, одной у спортивно-концертного комплекса "Петербургский" и целой сети вдоль КАД. Пока в Петербурге есть шесть ведомственных вертолетных площадок. Кроме того, в нынешнем году отель «Амбассадор» оборудовал свою крышу для приема вертолетов.
В настоящий момент исключение неба Петербурга из списка запретных для полетов зон в первую очередь важно для развития аэропорта Пулково, чем занимается управляющая компания «Воздушные ворота северной столицы». Как рассказал «Времени новостей» начальник Санкт-Петербургского центра обслуживания воздушного движения ФГУП «Госкорпорации ОрВД» Сергей Кузьмин, в связи с началом работы компании «Воздушные ворота северной столицы», которая взялась за развитие аэропорта Пулково, уже к лету интенсивность полетов над городом значительно возрастет. «До сих пор условия запретной зоны над Петербургом распространялись и на самолеты, которые садились и взлетали в Пулково. Диспетчерам крайне не хватало этого пространства. Зона ограничения полетов дает возможность направлять туда авиацию для построения маневров захода на посадку и выхода на курс после взлета. И это значительно упростит диспетчерам работу. Есть только нижний предел -- самолеты не смогут опускаться ниже 900 метров. Но им это и не нужно. Они будут летать намного выше», -- пояснил г-н Кузьмин.
По информации пресс-службы КТТП, разрешения на полеты будут выдаваться только при наличии на летательном аппарате системы вторичной локации. Она позволяет диспетчерам следить за всеми передвижениями в воздухе. А значит, и отслеживать нарушителей представителям территориального управления «Росавиации» будет значительно проще. Нарушение режима будет наказываться отъемом лицензии. Что касается безопасности архитектурных сооружений, то маршруты движения над городом по водным путям и КАД разработаны с таким расчетом, чтобы не влиять на памятники зодчества.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург