|
|
N°201, 02 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дискриминация модернизации
Законопроект о консолидированном налогоплательщике может стать препятствием для обновления производства
Правительственный проект закона о консолидированной группе налогоплательщиков, позволяющий крупным корпорациям, объединяющим множество предприятий, платить налоги в качестве единого юридического лица, лишает такой возможности компании, вкладывающие большие средства в модернизацию производства. Такие выводы были сделаны в конце минувшей недели в ходе очередного заседания экспертного совета при Торгово-промышленной палате (ТПП) по совершенствованию налогового законодательства. ТПП намерена представить в Госдуму поправки к законопроекту, но понимает, что политическое решение по его ключевым положениям принято на самом верху и вряд ли будет изменено.
Проект поправок к Налоговому кодексу (НК), позволяющих крупным корпорациям создать из контролируемых компаний консолидированную группу налогоплательщиков (КГН) для выплаты налогов как от единого юридического лица, был внесен в Госдуму правительством России в июне этого года и 22 октября принят в первом чтении. Этот законопроект по настоятельному требованию представителей крупного бизнеса стал обязательным дополнением к другим поправкам в НК, меняющим механизм контроля со стороны государства за трансфертным ценообразованием, которое взаимозависимые компании зачастую используют для минимизации налоговых выплат. Те поправки были приняты депутатами в первом чтении еще в феврале 2010 года.
Заместитель председателя экспертного совета ТПП Дмитрий Фадеев назвал три основных положения законопроекта о КГН, вызывающих наибольшие возражения со стороны бизнеса. Во-первых, они касаются требования о владении материнской компанией не менее 90% капитала предприятий, объединяемых в КГН. «Вполне достаточно и 50%, так как это в полной мере позволяет влиять на принятие решений в зависимых организациях», -- высказал мнение большинства представителей бизнеса, приславших в ТПП свои отклики на законопроект, г-н Фадеев.
Во-вторых, руководители компаний призывают снизить излишне высокие количественные показатели, обязательное соответствие которым позволяет корпорациям создавать КГН. В законопроекте предусмотрено, что в КГН могут объединяться компании, выплатившие в федеральный бюджет в предыдущий календарный год не менее 15 млрд руб. налогов. Предлагается снизить эту сумму до 500 млн -- 5 млрд руб. Суммарный объем выручки в рамках будущей КГН, по мнению правительства, должен составлять не менее 100 млрд руб. Откликнувшиеся на призыв ТПП эксперты полагают достаточным 15--50 млрд руб. Стоимость активов, принадлежащих объединяющимся в КГН компаниям, по проекту закона должна превышать 1 трлн руб. Бизнес предлагает снизить этот порог до 80--800 млрд рублей.
Эксперты считают вполне возможным исключить необходимость для объединяющихся в группу компаний соответствовать сразу трем критериям. Большинство полагает, что для создания КГН достаточно удовлетворять одному из критериев, например объему налоговых отчислений или суммарному размеру выручки.
В-третьих, у потенциальных участников КГН вызывает опасения механизм проведения налоговых проверок в рамках группы. В соответствии с законопроектом в рамках КГН они могут проводиться дополнительно к тем двум плановым проверкам, которые сейчас НК разрешает осуществлять в течение года. «Это налагает дополнительные обременения», -- суммировал мнение коллег г-н Фадеев. Представители компаний опасаются, что контролю будут подвергнуты все предприятия КГН, что станет весьма обременительным для бизнеса корпорации.
Размер налоговых отчислений вообще не должен рассматриваться при регистрации КГН, убежден заместитель генерального директора юридической компании «Гамма-престиж» Александр Беличко. «Это подрубает инвестиции в развитие производства», -- убежден юрист. Он обращает внимание, что «если компания вводит новое оборудование, то она предъявляет НДС к вычету» и платежи по этому налогу могут оказаться нулевыми. Учитывая, что НДС самый крупный налог, уплачиваемый сейчас бизнесом в федеральный бюджет, получается, что компании, активно занимающиеся обновлением основных фондов, меньше платят налогов и у них «не появится условий для перехода на режим КГН».
И эта проблема не гипотетическая. «По сути НДС в нашей налоговой декларации с минусом, и сумма всех налогов уменьшается на этот минус НДС. Если мы вычитаем НДС, мы не проходим по критерию налогов», -- считает заместитель директора юридического департамента по налоговым вопросам ОАО «Мечел» Наталья Хацела. Это не позволяет металлургическому холдингу зарегистрировать КНГ, хотя двум другим критериям он вполне соответствует.
Возможные преференции, которые получат крупные корпорации после формирования КГН, станут дискриминацией по отношению ко всему остальному бизнесу, убежден эксперт ТПП, аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Минфина РФ Баир Церенов. К тому же создание преимуществ для крупных корпораций будет способствовать концентрации бизнеса, что является невыгодным для российской экономики в целом.
Помощник депутата Госдумы Евгения Самойлова Владимир Саськов успокоил присутствующих утверждением, что участники КГН практически не получают никаких преимуществ перед остальным бизнесом. Единственная их преференция, которой они смогут воспользоваться, -- это консолидация убытков. В рамках КГН будет возможность показывать убытки сразу, уменьшая тем самым облагаемую базу по налогу на прибыль. «Мы перетаскиваем убытки с последующих периодов на текущие. Убыточная компания может снизить налогооблагаемую базу не потом, а сразу сегодня», -- пояснил г-н Саськов. Он напомнил, что законопроект о КГН создавался не для обеспечения налоговых преференций крупным налогоплательщикам, а для легализации реально существующих центров прибыли крупных корпораций и распределения собираемого с них налога на прибыль по всем регионам, где реально работают предприятия группы. Сейчас же эти налоги концентрируются в двух-трех регионах, где находится головная компания корпорации.
Единственный плюс, который получат участники КГН, -- это их «выпадение из поля рисков по статье 40 НК», вводящей ответственность за злоупотребление трансфертным ценообразованием с целью минимизации налоговых отчислений, убеждена Наталья Хацела. Для компаний, акции которых котируются на международных рынках, создание КГН может оказаться вообще невыгодно. «Один из негативных факторов использования инструмента КГН -- несение репутационных рисков материнской компанией, если вдруг предприятиям, которые вошли в КГН, доначислят большие суммы налогов. Негативное воздействие будет оказано и на головную структуру», -- опасается юрист «Мечела».
В законопроекте обнаружились и странные юридические недочеты. Руководитель налогового департамента консалтинговой компании Sameta Людмила Баталова обращает внимание, что закон не дает возможности оспорить в суде отказ налоговых и других государственных органов зарегистрировать КГН. Представлять интересы КГН в судах может только ответственный участник КГН, которого не может быть до момента регистрации группы.
ТПП намерена к середине ноября подготовить свой вариант поправок ко второму чтению законопроекта о создании КГН. Но, как признает Дмитрий Фадеев, «существенно править критерии (отнесения холдингов к КГН. -- Ред.) не дадут уже известные 10--12 компаний, которые им соответствуют». «Наши предложения не смогут радикально поменять концепцию законопроекта. В этом надо отдавать себе отчет», -- завершил обсуждение г-н Фадеев.
Андрей СУСАРОВ