Новый мэр Москвы Сергей Собянин продолжает корректировать градостроительные планы, которые были намечены еще при Юрии Лужкове. На существенную правку
скандального генплана развития столицы до 2025 года г-н Собянин пока не решается, но довольно последовательно отказывается от реализации наиболее спорных проектов, которые московские чиновники запланировали при старом начальнике. На вчерашнем заседании градостроительного совета при мэре он в очередной раз подверг критике нынешний проект строительства делового комплекса «Москва-Сити», объявил о создании градостроительно-земельной комиссии при мэре, а также отметился рядом неожиданных хозяйственных и кадровых решений, заменив руководителя Москомнаследия и отменив строительство раскритикованного защитниками старой Москвы делового центра на Хитровской площади.
Судя по тому, с какой частотой новый мэр Москвы критикует проект строительства «Москва-Сити», выполнение наказа президента Дмитрия Медведева по превращению столицы из малопригодного для комфортной жизни города в мировой финансовый центр постепенно становится для московских чиновников одной из первоочередных задач. Наряду, разумеется, с решением транспортной проблемы. Именно на отсутствие нормальной транспортной инфраструктуры на территории «Москва-Сити» -- района, который по идее должен стать материальной базой для будущего финансового центра и визитной карточкой России для западных инвесторов, -- указал вчера Сергей Собянин, не исключив, что работы по планированию подвергнутся существенной корректировке.
Напомним, что новый мэр сразу невзлюбил один из самых амбициозных проектов Москвы последних лет и назвал «Москва-Сити» «градостроительной ошибкой». В конце октября на совещании у президента Дмитрия Медведева по проблемам дорожного строительства г-н Собянин выразил недоумение по поводу того, что комплекс «Москва-Сити», рассчитанный на 300 тыс. рабочих мест, строится с учетом парковок всего на 30 тыс. автомобилей. «Можно себе представить, что на эти 300 тыс. рабочих мест -- а это в основном офисы -- может приехать не 30 тыс. автомобилей, а 500--600 тыс. То есть мы устроим мгновенный коллапс в центре города», -- доложил г-н Собянин президенту. Тем не менее мэр Москвы вчера был вынужден признать очевидное: «Объект находится в достаточно продвинутой стадии строительства». Поэтому изменение «каких-то архитектурно-планировочных решений, связанных с увеличением парковочных мест» будет проводиться по ходу возведения «Москва-Сити».
Председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов отмечает, что проблема строительства делового центра все-таки была не главной на встрече мэра с членами общественного совета. Для столичного градоначальника, отметил депутат в беседе с корреспондентом «Времени новостей», было важнее обсудить стратегические вопросы реализации скандального генплана. «Собянин призвал членов совета до 1 марта следующего года завершить разработку правил землепользования и застройки», -- сообщил г-н Москвин-Тарханов. При этом столичному градоначальнику оказалось недостаточно существующих в системе управления столицей институтов согласования -- он принял решение создать градостроительно-земельную комиссию для реализации этих правил.
Однако не обошлось и без неожиданностей. Как заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Москвин-Тарханов, прямо в ходе заседания совета г-н Собянин объявил о решении сменить руководство Москомнаследия -- новым главой ведомства вместо вызывавшего столько претензий у общественности Валерия Шевчука назначен бывший руководитель федеральной «Росохранкультуры» Александр Кибовский.
Не изменяет новый мэр Москвы и политике отказа от наиболее спорных строительных проектов -- г-н Собянин вчера объявил о том, что проект возведения делового центра на Хитровской площади в центре Москвы реализовываться не будет. Компания «Дон-строй» на месте электромеханического колледжа планировала построить восьмиэтажный офисный центр с парковкой на 250 машиномест. Этот проект в свое время вызвал бурю негодования у защитников исторического облика Москвы. Против строительства было собрано 12 тыс. подписей, однако в декабре 2009 года снос здания колледжа все-таки начался. Теперь, по словам Михаила Москвина-Тарханова, «под Хитровской площадью будет построен паркинг, а наверху посажен газон».
Примечательно, что этот тактический шаг градоначальника обеспечил ему поддержку оппозиционной столичной общественности. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» координатор движения «Архнадзора» Рустам Рахматуллин выразил удовлетворение по поводу того, что новый мэр реализовал одно из самых главных их требований. Отказ от стройки на Хитровке, судя по всему, позволит г-ну Собянину отвести в сторону критические стрелы в адрес генплана. К тому же градоначальник сам тут же подтвердил, что этот документ может быть переработан, -- новый мэр поручил дополнить его с учетом необходимости развития сети учреждений здравоохранения в Москве.
Все это, считает г-н Москвин-Тарханов, позволяет утверждать, что скандальный генплан Москвы не будет кардинально перерабатываться. «Документ достаточно гибкий, поэтому его нужно реализовывать. В любом случае через шесть лет его придется вновь актуализировать, а пока можно заниматься самыми насущными проблемами», -- отметил глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству.
С этим утверждением категорически не согласен лидер партии «Яблоко» и главный борец с генпланом Москвы Сергей Митрохин. Политик очень недоволен тем, что новый мэр не решается на кардинальное изменение генплана, который, как он утверждает, создан «не для простых москвичей, а для получения сверхприбылей». «Генплан должен стать документом Собянина, а не Лужкова. Но пока я не вижу у нового мэра решимости что-то серьезно поменять», -- заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Митрохин. По его мнению, «нужно пересматривать философию градостроительной политики в городе и не ограничиваться точечными и не решающими основных проблем столицы решениями».