|
|
N°200, 01 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Возрастное ограничение
«Мегамозг 3D» на экранах Москвы и всего мира
Титульный персонаж нового мультфильма студии Dreamworks -- небесно-голубого цвета инопланетянин, прямо после рождения попавший на Землю-матушку и по воле рока вынужденный стать главным вреднюгой, изводящим обитателей условного мегаполиса Метросити. Обладающий паранормальными способностями и сверхсилой, все свое свободное и несвободное время он посвящает борьбе с настоящим супергероем -- Мачо-меном, супертвердо стоящим своими супернакачанными суперногами на страже добра, справедливости и благополучия. Но в один прекрасный для Мегамозга и отвратительный для всех остальных день «синенький» празднует победу -- Мачо-мен повержен, а Метросити отдан на откуп злодею и его приспешникам. Но Мегамозгу скучно почивать на лаврах -- дабы оживить ситуацию, он пытается создать нового «хорошего», чтобы ему было с кем бороться. Но лучше бы он этого не делал -- порожденный мегамозговыми извилинами герой по имени Титан оказывается еще хуже и противнее самого отъявленного злодея. Полюса привычного понимания добра и зла смещаются, как стрелка компаса в аномальной зоне...
Все это выглядит вполне обаятельно, симпатично и остроумно. И вполне универсально: детям не дают заскучать с помощью бенгальской россыпи спецэффектных трюков, а взрослых в перерывах между трехмерными аттракционами потчуют далеко не детсадовскими шутками и изящными киноманскими аллюзиями. (Особенно забавны пусть даже и подвергнувшиеся дубляжу отсылки к специфической дикции Марлона Брандо, который некогда сыграл отца Супермена в канонической киноверсии Ричарда Доннера, явно послужившей для создателей «Мегамозга» основным источником вдохновения.) К режиссуре Тома Макграта (прославившегося двумя сериями «Мадагаскара», снятыми в соавторстве с Эриком Дарнеллом, а теперь впервые работающего над большим проектом единолично) тоже никаких претензий быть не может по определению -- все на высшем голливудском уровне.
Но как ни парадоксально, тем сильнее фильм разочаровывает. Дело даже не в том, что ироническое переосмысление классического комиксового противостояния супергероя и суперзлодея (которые то и дело меняются местами и статусами) стало в последнее время в полнометражной анимации темой донельзя заезженной -- на ум мгновенно приходят и «Суперсемейка» (2004), и «Игрок» (2008), и «Монстры против пришельцев» (2009), и «Гадкий я», увидевший свет вообще меньше чем полгода назад. Дело все в том же обескураживающе серьезном и излишне многозначительном подходе к формату рисованной истории (пусть даже и обретшей благодаря современным технологиям визуальный объем), который верно и даже не сказать чтобы очень медленно вытесняет из сознания потребителя настоящее кино. В который уж раз приключениями мультяшного создания -- на сей раз с большой синей головой и зубастой рыбкой в скафандре в качестве незадачливого помощника -- заполнены не только утренние воскресники для всей семьи, но и заканчивающиеся глубоко за полночь сеансы для стопроцентно взрослой аудитории. Пускай над современными мультфильмами такого рода работают суперпрофессионалы, а за кадром звучат голоса признанных звезд (в случае «Мегамозга» это среди прочих Уилл Феррелл, Брэд Питт, Джона Хилл и Бен Стиллер, да и вообще первоначально задумывалась игровая картина) -- все равно, когда в забитом под завязку зрительном зале поздним вечером над ними надрывают животы вполне сознательные граждане, становится как-то не по себе. Впадение в детство, пожалуй, могло бы и умилить, если бы из разового курьеза не превращалось во всепобеждающую тенденцию. Существуют, конечно, и исключения -- с точки зрения чистого развлечения таковым можно считать «Кунг-фу панду» (2008, на будущий год запланировано продолжение), а в том, что касается максимально безболезненного и органичного сращения мультфактуры с истинной глубиной и драматизмом -- третью серию «Истории игрушек» (2010). Их одних хватило бы с лихвой, но в неудержимом потоке говорящих зверюшек, оживших кукол и сказочных персонажей, которые выскакивают, подобно чертикам из трехмерной табакерки, едва ли не раз в квартал, теряются даже они. А совсем уж уникальные случаи, когда обращение к жанру полнометражной анимации оказывается единственно возможным и по-настоящему талантливым приемом, и вовсе отходят на задний план -- в результате блистательная работа совсем не мультипликатора Уэса Андерсона «Бесподобный мистер Фокс» (2009) не попадает (во всяком случае, у нас) в широкий прокат и демонстрируется один-единственный раз в рамках артхаусного кинофестиваля, а «от «Мегамозга» нельзя скрыться даже при огромном желании. Сам синюшный гидроцефал в этом конечно же не виноват. Просто его -- в полном соответствии с прописанным сюжетом -- и впрямь угораздило появиться на свет не в то время и не в том месте.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ