|
|
N°199, 29 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Налог на добавленную пенсию
Часть НДС могут направить в Пенсионный фонд
Наиболее рациональным способом решения проблемы дефицита Пенсионного фонда России (ПФР) было бы закрепление за ним определенной доли доходной части федерального бюджета. Как предположил вчера на пресс-конференции в РИА Новости статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин, это могла бы быть часть налога на добавленную стоимость (НДС). При этом о необходимости увеличения ставки этого налога речи не идет, заверил г-н Воронин корреспондента «Времени новостей».
Этот и другие варианты будущей пенсионной реформы обсуждаются пока в виде подготовки аналитических докладов, рассматривающих самые различные варианты. Но все они предусматривают ужесточение со стороны государства контроля над негосударственными пенсионными фондами (НПФ), повышение их уровня ответственности перед своими клиентами.
Закрепление за ПФР определенной части доходов федерального бюджета, по словам замглавы Минздрава, не создаст мотивации для увода зарплат в тень. По словам г-на Воронина, данный вариант благожелательно воспринимается предпринимательским сообществом, которое даже рассматривает его в качестве предпочтительной альтернативы предстоящему с 2011 года повышению ставок страховых взносов, направляемых в Пенсионный фонд.
Инициатива Минздрава уже вторая попытка «окрасить» доходы бюджета, то есть закрепить те или иные бюджетные поступления за определенными расходными статьями. В проекте федерального бюджета на 2011--2013 годы, который готовится Госдумой ко второму чтению, предусматривается направление средств, собираемых по некоторым статьям доходов (в том числе часть налога на прибыль), на формирование дорожных фондов, создаваемых для поддержания в должном состоянии российских автотрасс и для строительства новой дорожной сети. «Окраски» дорожных денег добилось Министерство транспорта. Для этого приходится вносить изменения в Бюджетный кодекс, который запрещает жесткую связь между доходными и расходными статьями бюджета.
Предложенный способ решения проблемы дефицита Пенсионного фонда, который считает предпочтительным лично Юрий Воронин, рассматривается в качестве одного из вариантов радикального реформирования порядка обеспечения государственных социальных гарантий гражданам в старости в аналитическом докладе Минздрава, направленном в правительство. Этот документ, подводящий итоги реформирования пенсионной системы с 2002 года, был подготовлен в рамках исполнения поручения президента Дмитрия Медведева о создании программы долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года. Причем глава государства оговорил существенные условия, которым должны отвечать предстоящие изменения: приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой при исключении дальнейшего повышения ставки страховых взносов и роста дефицита пенсионной системы.
Все эти инициативы не касаются изменений, которые уже заложены в пенсионное законодательство с 2011 года. Речь идет о повышении ставки страхового тарифа с 20 до 26%, увеличении размера облагаемого годового заработка с нынешних 415 до 463 тыс. руб., расширении круга лиц, охваченных обязательным пенсионным страхованием. Но даже после этого дефицит пенсионной системы составит 0,8% от ВВП.
Минздрав рассматривает различные варианты решения этой проблемы. В рамках действующей системы обязательного пенсионного страхования предполагается постепенное сокращение льгот, предоставляемых различным категориям работников. Большинство застрахованных будет переведено на единую ставку взносов к 2015 году. Даже для инновационного центра в Сколкове льготы предусмотрены только до 2020 года, обращает внимание г-н Воронин. Потребуется решение проблемы лиц, выплачивающих страховые взносы в фиксированном размере. Речь идет об индивидуальных предпринимателях, адвокатах, нотариусах, частных детективах. «Для них надо либо повышать тариф, либо выводить их из обязательной системы страхования в добровольную», -- полагает Юрий Воронин.
Минздрав считает неприемлемой инициативу первого заместителя главы Центробанка Алексея Улюкаева -- ежегодную индексацию пенсий исключительно на размер инфляции. В российской системе расчета размера пенсии исходя из среднего заработка при реализации предложения г-на Улюкаева «возникнет конфликт между старыми и новыми пенсионерами». Последние, по словам Юрия Воронина, заведомо окажутся в более выигрышном положении, так как их пенсия будет рассчитываться от гораздо более высокого уровня доходов, чей рост обычно опережает показатели инфляции.
Наконец, рассматриваются различные варианты увеличения пенсионного возраста. Но и здесь, по мнению г-на Воронина, предпочтительным является не рост возраста выхода на пенсию, а увеличение трудового стажа для получения максимального размера пенсионных выплат.
Большое внимание в аналитическом докладе Минздрав уделил модернизации страховой компоненты обязательного пенсионного обеспечения. Наличие в пенсионных накоплениях страховой компоненты приводит к выпадению шести процентных пунктов доходов ПФР. Если бы ее не было, может быть, и не нужно было бы повышать ставки страховых взносов с 2011 года, считает замминистра. Рассматриваются различные варианты решения этой проблемы.
По примеру наших соседей из Восточной Европы может быть применен вариант сокращения накопительной компоненты в пользу распределительной (то есть накопительная часть пенсии может быть меньше шести процентных пунктов). Тем более что, по словам Юрия Воронина, прибавка к пенсии, которую обеспечит накопительная часть, у подавляющего большинства граждан будет минимальна. Она может оказаться существенной только у самых высокодоходных работников.
«Государство не будет никогда сохранять систему, которая будет создавать серьезные бюджетные проблемы, -- заявил замглавы Минздрава. -- Ненормальна ситуация, когда убытки негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний, получающих прибыль, гасились за счет государственных средств. Эта система неустойчива и должна совершенствоваться».
Речь идет о том, что сейчас повышенные выплаты пенсионерам за счет страховой части пенсионных накоплений, переданных в свое время в распоряжение НПФ, после их израсходования (если гражданин живет дольше среднего возраста дожития) начинают осуществляться из бюджета ПФР, то есть за счет остальных пенсионеров. «Риски НПФ должны покрываться не государством за счет бюджета, а с помощью нормальных рыночных страховых механизмов», -- убежден Юрий Воронин. О страховании ответственности НПФ также говорится в докладе министерства.
Андрей СУСАРОВ