МИД Туркменистана обвинил Игоря Сечина во вмешательстве в энергетическую политику страны
Тема визита президента России Дмитрия Медведева в Туркменистан, состоявшегося на прошлой неделе
(см. «Время новостей» от 25 октября), вчера неожиданно получила продолжение. Туркменский МИД выступил с заявлением для прессы, в котором говорится, что высказывания «официальных лиц Российской Федерации», приведенные в российских СМИ, «расцениваются в Туркменистане как попытка помешать нормальному ходу международного сотрудничества нашей страны в энергетической сфере и поставить под сомнение принятые ею обязательства перед партнерами». Итоги переговоров в энергетической сфере комментировал только вице-премьер Игорь Сечин
(на снимке), который говорил о бесперспективности проекта Nabucco, о замораживании проекта Прикаспийского газопровода из-за плохой конъюнктуры рынка в Европе и готовности «Газпрома» участвовать в проекте газопровода Туркменистан--Афганистан--Пакистан--Индия.
В заявлении последовательно опровергаются слова г-на Сечина. Туркмения якобы уже строит свой участок Прикаспийского газопровода, хотя никаких контрактов на закупку газа по этой трубе подписано не было. Более того, в прошлом году Россия и Туркменистан после полугодового конфликта договорились снизить размеры контракта на закупку туркменского сырья с 80--90 млрд кубометров до 30 млрд кубометров. Причем реальные объемы поставок уменьшились примерно с 42 до 10--11 млрд кубометров в плане на 2010 год. Предложение президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова о дополнительных поставках, сделанное в ходе последних переговоров, российская сторона проигнорировала. При этом туркменский МИД полагает, что «по-видимому, заявляющая сторона не выполняет либо не желает выполнять взятые на себя обязательства» (по строительству Прикаспия).
Впрочем, абзацем ниже дипломатическое ведомство утверждает, что Ашхабад «развивает связи с Европой не первый год» и такое взаимодействие «тем более актуально в условиях, когда российская сторона снизила объемы закупок туркменского природного газа». «Туркменистан будет и впредь наращивать европейский вектор своей энергетической политики и самостоятельно решать вопросы о выборе партнеров», -- подчеркивается в сообщении.
Желание поставить под сомнение принципы взаимоотношений Ашхабада с партнерами, как утверждают в туркменском МИДе, «через не подтвержденные фактами заявления в СМИ, выглядит контрпродуктивно». Министерство выразило надежду, что «впредь в своих высказываниях официальные лица России будут руководствоваться чувством ответственности и реализма».
Почему неделю спустя после визита Гурбангулы Бердымухамедов санкционировал антисечинское заявление дипломатического ведомства и сделал это в разгар празднования очередной годовщины независимости страны, непонятно.
Представитель российского вице-премьера по ТЭК отказался комментировать заявление туркменского МИДа. А источник «Времени новостей» в правительстве предположил, что Ашхабад пошел на обострение отношений, чтобы выторговать себе лучшие условия продажи газа в следующем году, о чем предстоит договариваться уже «Газпрому».
Впрочем, нельзя исключать, что это свидетельство разочарования от итогов переговоров с Дмитрием Медведевым (на снижении закупок газа российской стороной Ашхабад потерял огромные деньги, как минимум 6--7 млрд долл. в 2010 году) и сигнал именно для европейцев -- мол, поторапливайтесь.