В ближайшие дни станет ясно, сядут ли за стол переговоров делегации Сербии и края Косово,
провозгласившего свою независимость в одностороннем порядке в 2008 году. На февраль 2011 года в Косово намечены внеочередные парламентские выборы. На этом фоне забуксовала подготовка диалога Белграда и Приштины, о проведении которого говорится в принятой в сентябре при поддержке России резолюции Генассамблеи ООН. Ранее в этом месяце исполняющий обязанности президента Косово Якуп Красничи и другие руководители края призвали прежде провести «комплектацию институтов власти». Предстоящее голосование станет первым после провозглашения независимости Косово, и все ведущие политические силы края сделали на него большие ставки, тем более что косовский президент избирается парламентом. Занимавший этот пост 59-летний Фатмир Сейдиу подал в отставку 27 сентября по решению конституционного суда, признавшего лидера «Демократической лиги Косово» виновным в нарушении основного закона, запрещающего совмещать посты президента и партийного руководителя.
Однако в последние дни президент Сербии 52-летний Борис Тадич и глава косовского правительства 42-летний Хашим Тачи почти синхронно выступили в поддержку незамедлительного начала диалога, который может начаться пока по вопросам гуманитарного характера -- по судьбе пропавших без вести, возвращению беженцев, охране памятников культурного наследия. «Сейчас не нужно, чтобы переговоры вел президент, премьер или министры, не нужны толпы международных посредников, нет нужды в журналистах с камерами и громких заявлениях сторон. Диалог должен начаться, как я и ранее предлагал, с уверенностью сторон в том, что он принесет результаты, которые будут полезны и сербам, и албанцам», -- заявил президент Тадич. Премьер Тачи согласился, что диалог по гуманитарным вопросам, в частности «о лицах, пропавших без вести», может начаться «на уровне экспертов» до февральских выборов и формирования высших органов власти в Косово.
Источники «Времени новостей» в Приштине говорят, что на позицию албанской стороны повлиял нажим Евросоюза, не желающего «оставлять вопрос общеевропейского значения заложником внутрикосовских разборок», так что первая встреча представителей Белграда и Приштины «должна состояться в течение ближайших недель». Роберт Купер, спецпосланник верховного комиссара Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, в этом месяце посетил Косово и убедил местное правительство в том, что «диалог должен стартовать до национальных выборов».
Москва «выступает за то, чтобы все вопросы, касающиеся косовского урегулирования, решались на основе резолюции Совета Безопасности 1244, которая в полной мере сохраняет свою силу», заявил глава российского МИДа Сергей Лавров 26 октября на пресс-конференции по итогам переговоров с черногорским коллегой Миланом Роченом. Он добавил, что на этой основе «можно и нужно искать и находить обоюдоприемлемые договоренности в рамках того диалога, который, по решению Генассамблеи, должен начаться между Белградом и Приштиной».
«Провал и даже отсрочка переговоров Белграда и Приштины крайне невыгодны Европейскому союзу», -- пояснил «ВН» эксперт Института славяноведения РАН Александр Карасев. По его словам, руководство ЕС и лично г-жа Эштон стремятся создать успешный образец налаживания регионального диалога: «Это позволило бы не только отчитаться об успехах в решении одной из ключевых европейских проблем, но и в перспективе урегулировать вопрос о вступлении в ЕС и Сербии, и Косово. Ведь если Белград и Приштина смогут достигать конкретных договоренностей, можно будет ставить вопрос об их одновременном приеме, даже если вопрос о статусе самого Косово к этому времени будет оставаться в своем нынешнем состоянии». К настоящему времени независимость Косово признало 71 государство -- член ООН из 192, в том числе 22 из 27 членов ЕС.
Помимо повестки дня переговоров для сербской стороны принципиальным является их формат. Президент Тадич неоднократно отказывался от участия в региональных саммитах под эгидой ЕС из-за равноправного присутствия на них косовских лидеров, в том числе Хашима Тачи. Последнего власти Серии обвиняют в терроризме и военных преступлениях против сербов в бытность политическим руководителем «Освободительной армии Косово».
Посетившая в середине октября Балканы госсекретарь США Хиллари Клинтон заметила, что первые лица Сербии и Косово должны участвовать в переговорах на равных. «Лидеры двух стран должны подойти к диалогу на добровольной основе и при условии уважения позиций друг друга», -- заявила она, спровоцировав волну критики с сербской стороны. В Белграде и без того опасаются, что грядущий диалог будет выглядеть как признание Сербией независимости Косово если не де-юре, то де-факто. По свидетельству выходящей в Приштине албаноязычной газеты «Коха диторе», Брюссель пока «не просил лидеров обеих сторон принять участие в диалоге, но однозначно призвал, чтобы их делегации возглавили официальные лица, близкие к премьер-министру Хашиму Тачи и президенту Сербии Борису Тадичу».
«Сербам и албанцам придется выходить на договоренности, закрепленные на уровне Евросоюза, -- прогнозирует Александр Карасев. -- И Белград и Приштина объявили евроинтеграцию своим главными внешнеполитическим приоритетом. Руководство Евросоюза формально не требует от Сербии признать Косово в качестве условия приема в ЕС, но дает понять, что без налаживания хотя бы минимального взаимодействия с Приштиной сербская заявка не будет одобрена».
По мнению зарубежных экспертов, альтернативой переговорам между Белградом и Приштиной является раздел двухмиллионного Косово с выделением из него стотысячной сербской общины, компактно проживающей на севере края. Это означает новый конфликт, поскольку Приштина и ее главный союзник в лице США считают решенными вопросы не только независимости Косово, но и его границ. И в этой ситуации Евросоюз не может допустить провала сербо-албанского диалога.