|
|
N°199, 29 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нарушитель останется с голосом
Европейской валюте не нужно политическое давление
Участники двухдневного саммита стран -- членов Евросоюза в Брюсселе собрались вчера вечером на первую встречу. Евросовету предстоит обсудить пути реформирования пакта стабильности евро и укрепления антикризисной устойчивости валютного союза. Основные дискуссии развернутся сегодня. Совместные решения последуют лишь в том случае, если лидерам 27 стран ЕС все же удастся достигнуть согласия.
Разница в подходах к обсуждаемым проблемам в ФРГ и других странах ЕС стала очевидной, когда стали известны договоренности, достигнутые в Довиле между федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Николя Саркози. Лидеры двух стран предложили вынести на рассмотрение евросаммита такую идею: многомиллионные штрафные санкции нужно применять к стране -- нарушителю пакта стабильности евро не автоматически, а лишь в случае принятия соответствующего решения квалифицированным большинством европейских лидеров, то есть большинством, учитывающим удельный вес в ЕС численности населения той или иной страны. В «грешники» до сих пор автоматически зачисляли страны, допускавшие бюджетный дефицит размером выше 3% от годового валового внутреннего продукта.
Многочисленные противники нового подхода, в том числе внутри Германии и Франции, считают, что он размыл бы действующие строгие правила. План Меркель и Саркози допускает возможность их корректировки путем вынесения политических решений, тогда как сейчас критерий основан на экономике и чистом прагматизме. К тому же оба политика договорились вместе предложить саммиту лишать штрафников права голоса в «европейском семействе», где до сих пор такому наказанию подвергались лишь страны, повинные в нарушении прав человека. Первым возразил премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер: «Нельзя одно и другое возводить на один уровень». Он пояснил, что «это пара разных ботинок».
Вчера к началу первого заседания саммита стало понятно, что участники встречи вполне могут привести проблему «еврогрешников» к единому устраивающему всех знаменателю. Днем ранее Ангела Меркель в правительственном заявлении в бундестаге дала понять, что готова частично поступиться недавними договоренностями с Саркози. Она пояснила, что «санкции наступят, если Евросовет не возразит против них квалифицированным большинством». В этом случае сохраняется механизм автоматического вынесения наказания по экономическому критерию.
Разницу тотчас почувствовал главный немецкий критик германо-французских договоренностей, вице-канцлер и глава МИД Германии Гидо Вестервелле, выступивший с суровой критикой довильской договоренности. Однако накануне саммита он вдруг заговорил о своем «оптимизме» в отношении ужесточения пакта стабильности евро по итогам брюссельской встречи. Он подчеркивал, что европейцам нужны «твердые правила, которые предопределяли бы неприменение политического влияния при вынесении наказаний».
Европейские политики уверены в провале затеи Меркель и Саркози лишать нарушителей пакта стабильности евро права голоса в ЕС. «Трудно представить, что Германия или Франция, даже с избыточным бюджетным дефицитом, сами подвергнут себя такой каре, -- заметил глава фракции социалистов в Европарламенте, немецкий политик Мартин Шульц. -- Просто г-жа Меркель на этот счет как следует не подумала».
Юрий ШПАКОВ, Берлин