|
|
N°154, 26 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Премьер опередил конкурентов
Правительство практикуется в превентивном лоббизме
В субботу в Белом доме прошло так называемое «нулевое чтение» бюджета. Премьер Михаил Касьянов провел встречу с лидерами центристских фракций для того, чтобы убедиться в их лояльности к правительственному варианту этого документа. Депутаты лояльность подтвердили и пообещали, что бюджет пройдет гладко. Правительство теперь может быть окончательно уверено, что при принятии основного финансового закона страны 235 думских голосов ему будет обеспечено. Именно столько депутатов контролируют в Думе субботние гости премьера: Владимир Пехтин («Единство»), Вячеслав Володин (ОВР), Геннадий Райков («Народный депутат») и Олег Морозов «Регионы России»).
Встреча в Белом доме проводилась отнюдь не для того, чтобы выяснить отношение депутатов к проекту бюджета. Правительство не делало тайны из параметров бюджета, поэтому думцам они давно знакомы. Любой депутат, которому не жаль было тратить отпускные летние дни, мог сам включиться в разработку бюджета и потрудиться над ним плечом к плечу с правительственными чиновниками. Целью премьера, пригласившего глав фракций, стало стремление заручиться их поддержкой до того, как депутаты пообещают отстаивать при обсуждении бюджета чьи-то другие интересы.
Депутаты -- люди подневольные. На словах они, конечно, независимая ветвь власти, но на деле у них тройная «подотчетность». Во-первых, на них оказывает давление исполнительная власть, которая, во многом справедливо, считает нынешний состав Думы своей заслугой. Во-вторых, у депутатов, особенно избранных по мажоритарным округам, имеются обязательствами перед избравшими их регионами, в первую очередь перед местными политическими элитами. Наконец, третья оказывающая серьезное влияние на «законотворческий процесс» сила -- компании-лоббисты, чьи деньги позволяют безбедно существовать депутатам, фракциям и партиям. В те моменты, когда Дума обсуждает наиболее важные законопроекты, особенно связанные с экономическими процессами, бедные депутаты просто разрываются. Угодить одновременно и тем, и другим, и третьим не получается, поэтому выигрывают те, кто первый проведет необходимую предварительную «работу» с избранниками народа и предоставит наиболее «убедительные доказательства», что голосовать надо так, а не иначе.
В отличие от прошлых лет, когда правительство занималось «уговорами» депутатов в самый разгар думских баталий по бюджету, в этом году премьер решил сыграть на опережение, начав обсуждение бюджета с депутатами еще в начале августа. Первоначально центристы были недовольны мизерными расходами на социалку, подозревая, по словам Олега Морозова из «Российских регионов», что «правительство где-то прячет жирок». В ходе предварительной работы над бюджетом центристам удалось-таки настоять на увеличении ассигнований в фонд развития регионов на 1,8 млрд руб., на увеличении расходов на поддержку села на 6 млрд руб. и на дополнительном финансировании дорожной сферы (4 млрд руб. сверх расчетов правительства). Правительство уступило, понимая, что за политическую поддержку надо чем-то жертвовать. Результат налицо: еще до официального внесения бюджета в Думу лидеры центристских фракций публично заявили, что бюджет их устраивает.
Так что теперь депутаты центристских фракций избавлены от тяжких переживаний, вызываемых переговорами с многочисленными лоббистами, желающими внесения корректив в ту или иную бюджетную статью. Со спокойной совестью любой центрист им может ответить: мы уже дали обещание премьеру. Возразить что-либо на этот аргумент лоббистам будет сложно.
Применить свои способности они смогут только во время второго и третьего чтения, когда распределение доходов и расходов будут утверждаться постатейно. По мнению представителей центристских фракций, из одной статью в другую может быть перераспределено 15--20 млрд руб. Однако правительство это вряд ли сильно обеспокоит, поскольку макропоказатели бюджета Дума уже не изменит.
Ирина СКЛЯРОВА