|
|
N°154, 26 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Левый руль Туркменбаши
Вождь работает почти даром
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов очень удивил сограждан. Впервые за долгое время он изменил привычкам и провел очередное заседание кабинета министров не в понедельник, «главный день» по введенному им недавно календарю, а в пятницу, день для мусульман священный, а потому оставшийся непереименованным.
Возможно, это связано с тем, что Туркменбаши успел хорошо отдохнуть в Туркменбаши (бывшем Красноводске) и спустя неделю вернулся в столицу, слегка подзабыв выдуманный им самим туркменский календарь. Только этим можно объяснить, что, объявляя министрам дату очередного, 13-го заседания халк маслахаты (народного совета) в следующем году, туркменский вождь назвал август августом, а не арп-арсланом.
Заседание маслахаты пройдет в Туркменбаши в новом роскошном дворце, половина которого будет расположена в Каспийском море, а половина -- на суше. А когда маслахаты закончится, дворец станет местом отдыха туркменбашинцев, и они, по словам сердара (вождя), будут «с благодарностью» вспоминать событие. Поэтому на строительство «денег жалеть не будем», заявил г-н Ниязов и рассказал, что остановится на одном из двух проектов, которые ему представила турецкая фирма (один стоимостью 9 млн, второй -- 19 млн долларов).
Обрадовал соотечественников их «любимый сердар» и другой новостью. С февраля будущего года (месяц, в котором родился вождь) бюджетникам в два раза повысят зарплату. Туркменбаши подчеркнул: «Как и в прошлый раз, себе я поднимать жалованье не буду». «Мне хватает», -- скромно заметил «отец народа».
Во время отдыха Туркменбаши обдумал, а затем обнародовал на правительстве еще ряд важных государственных решений. Во-первых, заявил он, на дорогах Туркмении не должно быть автомобилей с правым рулем. Таможне запрещено пропускать такие авто в страну, а владельцам «правых» машин предписано продать их за пределами страны. Упорядочить «левым образом» движение посоветовал своему шефу министр обороны Реджепай Оразов, чье ведомство теперь по совместительству отвечает за светофоры и правила дорожного движения.
Туркменбаши также распорядился резко ограничить предоставление вида на жительство иностранцам, аргументировав распоряжение следующим образом: «Не все приезжающие в Туркмению -- наши друзья». Сердар проявил свойственную ему заботу о подданных: «У нас много своих безработных, мы должны обеспечить им занятость». Теперь президент сам будет решать, кому давать вид на жительство, взвалив на свои плечи еще одну неимоверную нагрузку.
Кроме того, всем ведомствам и учебным учреждениям предписано использовать личный опыт главы государства в выращивании винограда. Прямо на заседании правительства президент демонстрировал свои садоводческие успехи: виноград был сладкий, без косточек, всем понравился. «Три года назад я купил 7800 саженцев у одного иранца из Мешхеда и в этом году впервые собрал на своем участке урожай в одну тонну, -- похвастался Туркменбаши. -- Пусть все покупают такие саженцы и выращивают виноград в предгорьях Копетдага, свой урожай я отдам сиротам и военным».
Все было бы хорошо, если бы и за пределами счастливого Туркменистана по достоинству оценили государственное творчество сердара. Действительно, творчеством этим восхищаются, но как анекдотом... Наказана за это российская пресса (до западной Ашхабаду добраться трудно). С 1 июля туркменские подписчики (посольства тоже) не получают газеты и журналы из России. Уж больно дороги почтовые расходы! По данным газеты «Время новостей», в ашхабадском аэропорту скопилось около 40 тонн российских газет. Подписчиков обязывают в письменном виде отказываться от зловредных изданий за их клевету на царство Туркменбаши. А деньги «отказникам» возвращаются в туркменских манатах по официальному курсу, 5200 манатов за 1 доллар, хотя при оформлении подписки приходилось платить долларами, которые можно купить только на черном рынке вчетверо дороже, за 21 400 манатов. Минпечати России выразило «недоумение» действиями туркменских властей. Но до Ашхабада это заявление, видимо, не дошло по причине почтовой дороговизны.
Аркадий ДУБНОВ