Время новостей
     N°198, 28 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.10.2010
Обвинение на стороне обвиняемого
Михаил Ходорковский подвел итог судебного процесса
В Хамовническом райсуде Москвы вчера в прениях выступил бывший владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский. Подводя свой итог длящемуся уже полтора года процессу, в котором ему и бывшему главе МФО «Менатеп» Платону Лебедеву инкриминируют хищение 218 млн тонн нефти и отмывание 824 млрд руб., опальный олигарх просил оправдать его. При этом оправдание, по его мнению, должно базироваться не только на доказательствах защиты и показаниях свидетелей, которые отрицали факт хищения нефти, но и на тех доводах, которых прокуратура считает подтверждением вины. Как считает г-н Ходорковский, единственное, что доказали прокуроры, -- это то, что нефтяная компания существовала, он и его коллеги ею управляли, владели акциями, получали и распределяли прибыль, добывали и продавали нефть. В общем, делали все то, что делали и делают до сих пор все нефтяные корпорации.

Гособвинители, по словам Михаила Ходорковского, даже переоценили его, когда характеризовали его личность в ходе своих заключительных речей на прошлой неделе. Напомним, что в минувшую пятницу прокурор Валерий Лахтин, в частности, заявил: Ходорковский лишь «играет роль нормального человека» и своими действиями во время предварительного следствия и судебного процесса дискредитировал «законопослушных представителей бизнес-сообщества России перед зарубежными контрагентами и в целом наше государство и его авторитет». «Мне особенно понравилось «подрыв устоев», -- вспоминал речь г-на Лахтина опальный олигарх. -- Я так себя высоко не оцениваю -- как человека, способного подорвать устои, но раз уважаемые люди так говорят, принимаю».

Далее г-н Ходорковский перешел к оценке прокурорских обвинений. «Начну я с того, что доказали уважаемые оппоненты в ходе прений. Они тщательно доказали, что я и мои коллеги владели компанией «Групп Менатеп Лимитед», -- сказал он. -- Эта компания существует и по сей день, судится с Российской Федерацией в международных судах». В настоящее время таких тяжб две -- одна в Международном арбитражном суде в Гааге, решение по другой (YUKOS vs. Russia) должно быть в скором времени принято Большой палатой Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

Михаил Ходорковский этим хотел сказать, что таким образом легальное существования компании «прошло апробацию в ряде судов и всеми признано». Далее подсудимый повторил в очередной раз, как строилась корпорация. Контрольным пакетом акций ЮКОСа владел «Менатеп», а акционеры последнего «обсуждали свои деловые интересы на своих заседаниях, даже с ведением протокола». ЮКОС же, в свою очередь, владел пакетом акций дочерних добывающих компаний и Восточной нефтяной компании (ВНК). Кредиты, которые были взяты на приобретение этих активов, были выплачены. Отданные под залог акции ЮКОСа были возвращены их владельцам. Все это, как отметил г-н Ходорковский, прокуроры «убедительно доказали». «Оппоненты доказали, что добывающие предприятия ЮКОСа и собственно ВНК продавали нефть, продавали акции. Делали они это с согласия ЮКОСа -- своего основного, а затем и единственного акционера, -- перечислял подсудимый. -- Они получали выручку, прибыль, расширяли производства. Также доказано, что ЮКОС и его торговый блок покупали и продавали нефть и нефтепродукты, получали выручку, размещали временно свободные средства, использовали их в хозяйственной деятельности и выплачивали дивиденды акционерам».

Еще одним бесспорно доказанным, по мнению г-на Ходорковского, фактом стало то, что он сам руководил ЮКОСом, сотрудники которого подчинялись ему и своим непосредственным руководителям и «действовали в рамках своих должностных инструкций, обязанностей».

Опальный олигарх считает, что все сказанное прокурорами в обвинительном заключении и в ходе процесса лишь подтверждает его невиновность. «Некоторые эксперты и раньше говорили, что прокуроры играют на нашей стороне, -- сказал он. -- Признаю, иначе объяснить то, что происходит, невозможно. Видимо, когда в 2006 году им поручили добавить нам с Платоном Леонидовичем (Лебедевым. -- Ред.) срок, они решили не брать грех на душу. В результате нам предъявлено такое обвинение, что вынести законный обвинительный приговор абсолютно невозможно». «Ходорковский и Лебедев похитили всю нефть, добытую ЮКОСом, путем ее покупки», -- цитировал подсудимый прокуроров. -- И «путем приобретения ЮКОСом». Думаю, любой юрист оценит сарказм этой формулировки. Я лично кроме этого также оценил добрую волю наших оппонентов, которые исключили из обвинения за 2001--2003 годы всю нефть, кроме поставленной на экспорт». Напомним, что в ходе прений обвинение на треть снизило инкриминируемое Ходорковскому и Лебедеву количество похищенной нефти -- с 350 до 218 млн тонн. Однако сумма якобы отмытых на этом средств почему-то снизилась непропорционально -- с 900 до 824 млрд руб. «Замечу, что причина исключения юридического значения не имеет. Главное, что это «ква» -- не просто так «ква». Оно важное. Недоказанная виновность согласно Конституции и УПК есть доказанная невиновность. Я утверждал в суде, что мои действия по отношению к нефти правомерны. Обвинение само отказалось от права доказывать их неправомерность».

Г-н Ходорковский заявил, что раз экспортная нефть продавалась законно, то и вся остальная тоже. Так как вся добытая различными компаниями структуры ЮКОСа нефть смешивалась при сдаче в «Транснефть», было просто невозможно выделить из нее «экспортную», и все действия с нефтью совершались одинаково -- «в одно время, в одном месте, по одной цене, с теми же контрагентами, на скважине или на узле учета». «Признав, что куплено и оплачено все одинаково, нелогично утверждать, что часть похищена, а часть нет», -- заключил опальный олигарх.

Кроме того, в подтверждение своей невиновности г-н Ходорковский напомнил вчера суду о многочисленных показаниях свидетелей, в которых факты хищения нефти отрицались. Так, бывший член совета директоров ЮКОСа Жак Костюшко-Моризе назвал это обвинение «бредом сивой кобылы» и «ерундой», бывший глава Центробанка Виктор Геращенко -- «чушью собачьей» («Ерунда, что нефть украли, тогда бы ЮКОС не считался первой компанией», -- сказал он). Бывший председатель правительства Михаил Касьянов заявил, что «такого (хищения. -- Ред.) не может быть», а глава Минпромторга Виктор Христенко сказал: «Ходорковский руководил компанией ЮКОС. Все, что на моей памяти, -- технологические потери, аварийные ситуации и незаконные врезки. Других случаев я не знаю».

«Ваша честь, -- сказал суду Михаил Ходорковский. -- В общем-то все сказано. Этого достаточно, чтобы московский суд понимал, что своей подписью он прикрывает полную чушь». На этом заседание Хамовнического суда прервалось, был объявлен перерыв. Сегодня обвиняемые и их адвокаты продолжат выступать в прениях.

Екатерина БУТОРИНА
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа