|
|
N°198, 28 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суровая воля государства
В Китае пьяные виновники ДТП с человеческими жертвами получают пожизненный срок
На днях в китайском городе Баодин на территории Хэбэйского университета произошло ДТП, которое всколыхнуло интернет-сообщество по всей стране. 16 октября там столкнулись две машины, в результате тяжелые травмы получили две девушки, одна из них скончалась в больнице. Сам виновник ДТП был пьян, но после аварии он попытался продолжить движение в сторону ближайшего студенческого общежития для продолжения «банкета» с друзьями. К счастью, его практически сразу задержали очевидцы преступления, хотя парень громко выкрикивал фамилию отца, занимающего должность заместителя начальника управления общественной безопасности именно того района, где произошло ДТП.
Китайская судебная практика свидетельствует о применении самого сурового наказания к пьяным водителям. Облеченный властью родитель вряд ли поможет своему чаду. Тем не менее участников китайских интернет-форумов волнует вопрос о том, какой именно приговор вынесет Фемида в отношении сыночка авторитетного папаши.
Вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения становится для Китая все более острой проблемой. В китайских СМИ все чаще появляется информация о серьезных ДТП, в которых по вине пьяных водителей погибли люди. Покупка автомобиля в Китае остается уделом достаточно обеспеченных граждан. Зачастую они не думают о последствиях пьяной езды и не осознают высокую степень общественной опасности совершаемого преступления. Чтобы эффективно бороться с подобными нарушениями закона, власти пошли по наиболее характерному для Китая пути -- назначение для пьяных водителей, виновных в гибели людей, тяжкого наказания, вплоть до смертной казни.
Еще пару лет назад руководство КНР не придавало особого значения росту числа аварий, спровоцированных пьяными водителями. Однако увеличение количества подобных ДТП вызвало волну протестов китайской общественности, призывавшей к активизации борьбы с этим преступным явлением. Статистика была ужасающей: ежегодно в Китае по вине пьяных водителей в среднем фиксировалось около 11 тыс. ДТП, в которых гибло свыше 4 тыс. человек. Это означает, что в каждом третьем ДТП по вине пьяного водителя погибал человек. Крупномасштабная кампания по борьбе с вождением автомобиля в состоянии алкогольного опьянения в КНР началась в августе 2009 года, и эта тема сразу же оказалась в центре внимания общества.
В России максимальное наказание за гибель двух или более лиц по вине пьяного автолюбителя составляет девять лет, при этом по данной статье были случаи назначения условного наказания. Китайский уголовный кодекс более суров к пьяным преступникам.
Если в результате ДТП, случившегося по вине трезвого водителя, погибли люди, то в Китае обычно используют статью 133 УК. Максимальное наказание по ней достигает семи лет. Большой резонанс в обществе вызвало уголовное дело о ДТП, происшедшем по вине аспирантки одного из шанхайских вузов Пань Цзе. Тогда погибло четверо и двое тяжело пострадали. Подсудимую в июле нынешнего года приговорили к пяти годам лишения свободы.
Если же виновником ДТП с человеческими жертвами был пьяный водитель, то китайский суд квалифицирует такое преступление по более «тяжелой» статье, предусматривающей наказание вплоть до смертной казни. В части 1 статьи 115 УК говорится, что «поджог, затопление, взрыв, отравление или причинение иными опасными способами (именно это вменяется пьяному водителю. -- П.Т.) тяжкого телесного повреждения, смерти человеку либо нанесение крупного ущерба общественной, частной собственности наказываются лишением свободы на срок десять и более лет, пожизненным лишением свободы либо смертной казнью». В квалификации пьяного вождения со смертельным исходом по ст. 115 УК проявляется политическая воля китайского государства, направленная на усиление борьбы с этим преступным явлением.
Показательным примером сурового приговора стало дело Чжан Минбао (1966 года рождения) из города Нанкин. 30 июня 2009 года он управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и сбил девять человек. Из них пятеро погибло, в том числе беременная женщина. В декабре прошлого года суд приговорил Чжана к пожизненному лишению свободы, лишению политических прав и выплате штрафа потерпевшим. Преступник был достаточно обеспеченным человеком -- он работал прорабом на крупном строительном объекте, владел тремя автомобилями и недвижимостью. При этом с августа 2006 по апрель 2009 года он 80 раз нарушил правила движения, в том числе 39 незначительно превысил скоростной режим. Однако всякий раз он отделывался штрафами из-за невысокой степени общественной опасности совершенных правонарушений.
Весь Китай следил за делом Сунь Вэймина (1979 года рождения) из провинции Сычуань. По данным следствия, в декабре 2008 года он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, вел автомобиль «Бьюик» со скоростью 134--138 км/ч. Сметая все на своем пути, машина таранила другие авто и сбивала людей. Погибло четыре человека, еще один тяжело пострадал. Из искореженных автомобилей прибывшие спасатели вытаскивали мертвых, некоторые из машин уже не подлежали восстановлению. В крови преступника было обнаружено содержание алкоголя в объеме 135,8 мг на 100 мл.
Первоначально Суня приговорили к смертной казни, однако затем приговор смягчили до пожизненного лишения свободы. Эту новость подсудимый встретил просьбой о прощении. Данное решение китайской Фемиды вызвало ожесточенные дискуссии в китайском обществе. Сторонники жесткого приговора напоминали о числе погибших и призывали правосудие к максимальной строгости, тогда как их оппоненты указывали, что преступление было неумышленным. Несмотря на широкий общественный резонанс, приговор к пожизненному лишению свободы оставили без изменений.
В нынешнем году одним из самых громких стало дело Ян Шучжуна -- депутата собрания народных представителей города Тайчжоу, депутата постоянного комитета собрания народных представителей уезда Саньмэнь и руководителя одного из крупных предприятий города Саньмэнь. В апреле, управляя в пьяном виде автомобилем "БМВ", он сбил десять человек (четверо из них скончались), также было повреждено девять автомобилей. Преступник с места аварии скрылся, но был задержан полицией.
Общественность активно призывала власти покарать Яна смертной казнью, полагая, что пожизненное заключение не соответствует тяжести преступления. В июне суд приговорил преступника к пожизненному лишению свободы с лишением политических прав. Смягчение данного приговора возможно не ранее чем через десять лет при условии безупречной характеристики со стороны исправительно-трудового учреждения.
Делать выводы об успешности китайского пути ужесточения уголовного наказания за пьяное вождение еще рано. Однако не вызывает сомнений тот факт, что широкое освещение в китайских СМИ приговоров к пожизненному лишению свободы пьяных водителей спасло уже не одну сотню человеческих жизней.
Павел ТРОЩИНСКИЙ, старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН