«Буду молиться Аллаху, чтобы ты, дорогой президент, стал пожизненным», -- с такими словами обратился на днях к президенту Туркмении Гурбангулы Бердымухамедову председатель ЦИК этой страны Мурад Каррыев. Случилось это на торжественном собрании, посвященном 19-й годовщине независимости, которая отмечалась вчера. Речь свою г-н Каррыев держал после выступления самого президента. Председатель ЦИК выглядел необычайно взволнованным, а его речь была чрезвычайно эмоциональной, что хорошо слышно из репортажа туркменской службы радио «Свобода».
«Всемогущий уважает туркменский народ. Всевышний внимателен к нам. Туркменский народ такой счастливый! И такому счастливому народу Аллах послал всеми любимого президента», -- заявил Мурад Каррыев. Стоит ли говорить, сколь бурными и продолжительными оказались аплодисменты после его речи.
Впрочем, г-ну Каррыеву не привыкать к подобным бенефисам. Он уже солировал на таких мероприятиях, предлагая поддержать «всенародную инициативу о присвоении Гурбангулы Бердымухамедову высокого звания Героя Туркменистана». Предлагал дважды, и оба раза неудачно. Нынешний президент оказался гораздо скромнее предыдущего Великого Сапармурата Туркменбаши, этим званием не побрезговавшего.
На этот раз все обстоит серьезнее. И не только потому, что Бердымухамедов с ходу не отверг инициативу Каррыева. Выступление главы ЦИК может показаться экспромтом высокопоставленного вельможи, стремящегося угодить «венценосной» особе. По сути же оно означает возможное начало подготовки к так называемой предвыборной кампании в Туркмении. В феврале 2011 года истекает четырехлетний срок президентских полномочий Бердымухамедова,
избранного 11 февраля 2007 года и спустя три дня вступившего в должность президента. Тогда у него было пять соперников, которых он сумел победить с почти 90-процентным результатом, оставив каждому из них в среднем по 2% голосов.
Согласно новой конституции Туркмении, принятой уже после выборов 2007 года, срок президентских полномочий был увеличен с четырех до пяти лет. «Пожизненная» инициатива председателя ЦИК, очевидно, связана с необходимостью запустить пробный шар с целью изучить реакцию мирового сообщества на попытку избежать проведения пусть даже формальных выборов президента. В Ашхабаде понимают, что попытка Бердымухамедова уже сейчас пойти по пути президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, закрепившего за собой статус «лидера нации» и тем самым практически избавившего себя от конкурентов на властном олимпе, была бы предпринята слишком рано -- всего лишь на четвертом году президентства.
Похоже, эти сомнения не слишком терзают самого Бердымухамедова. В своем обращении к народу по случаю праздника он без тени сомнения заявил, что под его руководством Туркмения вошла в «число самых передовых, самых авторитетных государств мира», она «неукоснительно следует принятым на себя международным обязательствам», «благодаря чему снискала славу в мировом сообществе как страна с блестящим будущим». В связи с этим любопытно взглянуть, как выглядит эта страна из числа «передовых авторитетных государств» в списках, опубликованных различными международными организациями за последний месяц. Туркменский путь к «блестящему будущему», судя по всему, будет ухабистым.
В рейтинге экономических свобод, составленном американским фондом «Херитидж фаундейшн», Туркмения занимает 171-е место среди 183 государств.
В индексе уровня подверженности коррупции, составленном организацией «Tрaнсперенси Интернэшнл», в котором значится 178 стран, Туркмения делит с Узбекистаном 172-е место (еще хуже обстоят дела только в Сомали, Мьянме, Ираке и Афганистане).
Последнее место принадлежит Туркмении в рейтинге прозрачности управления природными ресурсами, составленном неправительственными организациями «Ревеню Уотч инститьют» (США) и «Tрaнсперенси Интернэшнл». Этот список включает 41 страну из категории богатых природными ресурсами -- в нем Россия входит в пятерку лидеров вместе Бразилией, Норвегией, Мексикой и Чили.
В рейтинге свободы прессы международной организации «Репортеры без границ» за 2010 год Туркмения заняла 176-е место из 178 возможных (замыкают список Северная Корея и Эритрея).
По оценке международной правозащитной организации «Хьюман райтс уотч», власть в Туркмении -- «одна из самых репрессивных в мире». Согласно докладу другой правозащитной организации -- «Фридом хаус», Туркменистан входит в группу «устойчивых авторитарных режимов».
Президент Бердымухамедов, по оценке американского журнала «Форин полиси», занимает пятое месте среди «худших диктаторов мира», опережая президента Ирана Махмуда Ахмадинежада и ливийского лидера Муаммара Каддафи.