Время новостей
     N°154, 26 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2002
Хоровод с портфелями
Юрий Башмет официально назначен настоящим дирижером
Башмет принял предложение Минкульта и теперь возглавит настоящий большой оркестр. Ну, может, и не совсем настоящий, но симфонический. Российский государственный симфонический оркестр еще недавно назывался просто «Молодая Россия», во главе его стоял активный Марк Горенштейн. Деловитость последнего сделала оркестр по-светски популярным, но качество его игры было скромным. Так что одна часть публики была очень привязана к бодрому составу, другая из-за бесконечной фальши оставалась безутешна.

В июле у «Молодой России» неожиданно образовалась вакансия. Дружественного Минкульту Марка Горенштейна не без скандала приняли в насупившемся Госоркестре, куда его определил Швыдкой. Теперь кажется, что ротация российских дирижеров на постах руководителей российских оркестров начинает принимать угрожающие размеры.

Тем не менее в новом назначении все логично.

До сих пор первый альт мира в качестве главного дирижера и художественного руководителя управлялся только с камерным оркестром: за десять лет существования «Солистов Москвы» (последнего, молодежного набора) за ансамблем закрепилась трепетная репутация пластичного, свежего, светского коллектива. Часто Башмет «Солистами» даже почти не дирижирует, солируя на альте и оставляя всю музыкальную координацию на откуп концертмейстеру, приятной атмосфере и общей сыгранности.

Но при этом у Башмета есть и опыт дирижирования большими симфоническими оркестрами. Из самых важных -- Израильский филармонический и оркестр Большого театра. У знаменитого альтиста есть и другие качества, которые сделали из него актуальную фигуру на местном рынке в большей или меньшей степени статусных и в той или иной мере зависимых от министерства предприятий и оркестров. Башмет -- это большое мировое имя. У него (так же, как, к примеру, у Горенштейна или Спивакова) есть свои не только художественные, но и организационные, финансовые ресурсы. И он, согласно всем официальным сводкам, «живет и работает в Москве». Что, как теперь выясняется, очень важно для чиновников. У Башмета есть не только свой камерный оркестр, но и своя премия (им. Шостаковича), свой фестиваль (в 2001 году Юрий Башмет принял осиротевшие рихтеровские «Декабрьские вечера»), свой альтовый конкурс и другие артистические и имиджевые капиталы.

Плюс ко всему этой осенью «Солисты» начнут трепетно и, наверно, пышно праздновать свое десятилетие (первый состав «Солистов» появился в 1986 году, но нынешняя история отсчитывается с 1992-го). А заодно и зимнее пятидесятилетие шефа.

Так что назначением на должность худрука «Молодой России» Минкульт, надо полагать, сделал Башмету предварительный подарок. Остается только понять, что же он будет с ним делать.

Впрочем, когда за пультом большого и блестящего РНО Михаила Плетнева заменил Владимир Спиваков, до этого руководивший только камерным оркестром «Виртуозы Москвы», все тоже как-то растерялись. Но оркестр сперва немного покосился, потом выправился и теперь опять художественно активен.

Так же, как Спиваков, Башмет со своим камерным коллективом не расстанется.

Но с молодым Российским государственным симфоническим ему будет все же сложнее, чем Спивакову с РНО. Просто из-за того, что РГС гораздо хуже. Но, с другой стороны, у этого оркестра хорошая бюрократическая поддержка, а его новый хозяин выгодно отличается от старого темпераментом. Если про взаимоотношения Горенштейна с молодыми подопечными рассказывали только самые страшные истории, то об элегантной кооперации Башмета с «Солистами» слагают исключительно завораживающие легенды.

Что касается причудливого дирижерского хоровода вокруг нескольких оркестров, теперь он должен на время остановиться. Беспортфельных (в смысле -- «беспультовых»), но при этом с мировым ореолом дирижерских имен на местном рынке больше не видно.

Юлия БЕДЕРОВА