|
|
N°197, 27 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Житейское дело
Для конкурсной программы главной оказалась судьба семейных ценностей
С 2007 года «фестиваль нового кино» «2morrow/Завтра» был лучшим московским смотром картин, так или иначе расширяющих привычные границы кинематографа. После того как название и спонсор «2morrow/Завтра» ушли к другой команде, двум новообразовавшимся фестивалям волей-неволей пришлось делить между собой территорию нового. Оставивший за собой название «Завтра» забрал себе отчетливо нонконформистское, отчасти нечеловеческое кино -- главными героями самых запомнившихся его фильмов стали итальянские козы и зомби-гомосексуалисты. На этом фоне отбор фильмов в «2 in 1» выглядит почти традиционалистским. Несмотря на ретроспективы изуверского классика Дэвида Кронненберга и молодого провокативного режиссера Изильд Ле Беско, основная линия фестиваля, особенно в конкурсной программе, как мне показалось, была посвящена исследованию современного состояния классических ценностей -- в первую очередь семьи.
Тему задал уже фильм открытия -- «Дерево» австралийского режиссера Джули Бертучелли ( в Канне эта картина закрывала фестиваль). Тошнотворно приторная драма об отношениях домохозяйки Дон (Шарлотт Генсбур) и ее детей с растущим во дворе ее дома огромным деревом, в которое, как им кажется, переселилась душа покойного отца семейства. Дерево разрушает дом, обваливает на героиню ветки и плоды, но Дон не решается вызвать дровосеков и советуется с растением о том, как сохранить семью. Только ленивый не отметил, что терапевтические отношения между Шарлотт Генсбур и живой природой превращают фильм в добрый вариант «Антихриста». Но, по-моему, «Дерево» в некотором роде даже более истязующее зрелище, чем фонтриеровский оригинал.
Большая часть конкурсной программы, к счастью, гораздо лучше, но и там по-своему продолжается семейная тема.
Сатирическая драма с легкой бунюэлевской ухмылкой «Сетка от комаров» испанца Агусти Вила -- портрет буржуазной семьи. Аутичный мальчик тащит домой бродячих собак, которые портят паркет, его мать хочет переспать с одноклассником сына, а отец -- с уборщицей, тетя избивает свою маленькую дочь, а у дедушки шизофрения. Спасет «Сетку» онемевшая маразматическая бабушка в невероятном исполнении Джеральдин Чаплин. Наблюдать, как она смотрит в одну точку, лишь изредка поворачивая лицо, гораздо интереснее, чем сострадать унылым страстям других героев.
Более симпатичен «Четвертый портрет» режиссера Мон-Хун Чун. История самопознания задумчивого мальчика в тайваньской криминализованной среде, отношений с матерью-проституткой, отчимом-убийцей, дедушкой-старьевщиком и другом-мелким грабителем похожа на жалостливую одесскую песню с лапшой вместо бубличков. «Портрет» трогателен и красив, единственная проблема -- он слишком похож на среднее качественное азиатское кино. Эта экспортность в нем иронически подчеркнута: камера надолго замирает над следом от ботинка подонка-отчима, на котором отчетливо видна надпись Made in Taiwan.
Самая чудесная картина конкурсной программы, на мой взгляд, -- кукольный мультфильм Уэса Андерсона «Бесподобный мистер Фокс». Экранизация детской книжки Роальда Даля про войну трех бесчеловечных фермеров и группы диких животных под руководством эксцентричного лиса мистера Фокса, сочетающего профессии газетного колумниста и похитителя кур. Уэс Андерсон, автор «Семейки Тенебаум» и «Поезда на Дарджилинг», вероятно, самый талантливый в современном кинематографе проповедник семейных ценностей. И в «Мистере Фоксе» он абсолютно верен себе, его лисы, барсуки и опоссумы ведут узнаваемые уютно-парадоксальные диалоги про любовь, свободу, самостоятельность и прочие темы, как будто не актуальные в тот момент, когда твою нору вот-вот разроет трактор. Весь фильм звери то превращаются в типично андерсоновских нелепых и трогательных интеллектуалов, то, когда прочувственная беседа заходит в тупик, выпускают когти и зубы. И в этих превращениях волшебства еще больше, чем в восхитительной анимации.
Распад и воссоединение семьи в некоторой степени становится темой еще пары конкурсных фильмов -- уныло-старомодного швейцарского «Сердца зверя» и впечатляюще жесткой румынской «Окраины». Однако стоит отметить, что жюри этот ракурс конкурса, в сущности, проигнорировало, вручив все призы сербскому фильму про скейтеров, венгерской драме про одинокую медсестру и датскому документальному фильму про военные действия в Афганистане.
Игорь ГУЛИН