|
|
N°197, 27 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Германские дипломаты непосредственно участвовали в холокосте»
О работе по выявлению исторической правды «Времени новостей» рассказал глава независимой Комиссии по исследованию истории внешнеполитического ведомства в годы национал-социализма и ранней ФРГ профессор Марбургского университета Экхард КОНЦЕ.
-- В чем состоит новизна вашего исследования? Ведь и без того понятно, что во времена Третьего рейха одно из центральных ведомств преступного режима национал-социалистов не могло не быть его активным пособником...
-- На основании изучения гигантского числа архивных актов в полном объеме продемонстрировано, как структуры внешнеполитического ведомства Германии начиная с 1933 года, а не с 1938-го, когда его возглавил Йоахим фон Риббентроп, методично и целенаправленно участвовали в реализации преступной политики нацистов. Это касается преследований евреев и лишения их гражданских прав. В итоге это привело к активному участию дипломатов, в том числе по их личной инициативе, в уничтожении евреев.
-- Йоахим фон Риббентроп вошел в историю как один из активных проводников довоенного партнерства между Берлином и Москвой...
-- Многие германские дипломаты на деле реализовывали эту дружбу, многие из них совместно с советскими коллегами работали над «пактом Гитлера -- Сталина» -- Договором о ненападении между Германией и Советским Союзом, заключенным в августе 1939 года. По расчетам национал-социалистов, этот договор должен был обеспечить Германии возможность беспрепятственного нападения на Польшу. Неизбежность нападения Германии на СССР к тому времени для многих немецких дипломатов была очевидной.
-- Есть ли основания утверждать, что Москва, поставив подпись под этим договором, косвенно внесла свою лепту в трагедию холокоста -- массового уничтожения нацистами евреев Европы?
-- Таких выводов я бы делать не стал. Но при этом нельзя забывать, что раздел Польши обеспечил не только вермахту, но и всей государственной системе национал-социализма возможность приступить к «окончательному решению» еврейского вопроса на оккупированных польских территориях. Начались массовые депортации, набирал обороты процесс переселения евреев в гетто. Предвоенное сотрудничество двух диктатур стало важной предпосылкой для радикализации нацистской политики уничтожения евреев.
-- Холокост стал самой страшной главой в немецкой истории. В каких масштабах ее «соавторами» были сотрудники внешнеполитического ведомства Третьего рейха?
-- Они непосредственно участвовали в холокосте -- как в центральном аппарате в Берлине, так и в дипломатических представительствах в европейских странах. В посольствах Германии во Франции, Бельгии, Нидерландах составляли списки на депортацию евреев. Значительную активность германской дипслужбы в этом направлении можно отметить и в Юго-Восточной Европе. В Берлине разрабатывали и реализовывали антисемитские пропагандистские кампании, направленные на зарубежные страны. Их целью была подготовка общественного мнения к неизбежности холокоста. В этой работе прослеживается систематическое и широкомасштабное участие германских дипломатов разных рангов.
-- Так почему же после войны многие представители «старой гвардии» бюрократического аппарата Третьего рейха перекочевали на ответственные посты в государственных структурах ФРГ, включая дипломатическое ведомство в Бонне? Ведь перед этим страна прошла через такие мощные «чистилища», как Нюрнбергский трибунал и мероприятия по денацификации, проведенные военными администрациями союзников в Западной Германии...
-- Важным этапом денацификации стал процесс 1948--1949 годов по «делу Вильгельмштрассе» (большинство госучреждений располагалось в Берлине на улице Вильгельмштрассе. -- Ред.), который проводил американский военный трибунал в Нюрнберге. Обвиняемыми на том процессе были крупные госчиновники, руководители различных министерств и ведомств рейха. Большинство подсудимых получили сроки заключения от трех до 25 лет.
Однако эти общественные перемены побудили значительную часть дипломатов к затушевыванию участия внешнеполитического ведомства в преступлениях нацистов. Средствами публицистики отставные и действующие германские дипломаты создавали свою картину мира, в которой прежние приспешники режима были представлены в качестве «элиты вне политики», частично находившейся даже в оппозиции гитлеровскому режиму. К тому же после 1949 года тогдашний федеральный канцлер Конрад Аденауэр, который также был министром иностранных дел ФРГ, столкнулся с острой проблемой отсутствия опытных профессионалов во внешнеполитическом ведомстве. И его ближайшие советники, за многими из которых тянулся шлейф «Вильгельмштрассе», рекомендовали ему на дипслужбу своих прежних сотоварищей.
-- И демократ Аденауэр сознательно брал их в западногерманский МИД?
-- Он однозначно заявлял, что не хочет заполнять новое внешнеполитическое ведомство старыми людьми. Тем не менее с годами он все чаще закрывал глаза на то, что все больше и больше высокопоставленных дипломатов времен нацизма продолжали карьеру в новых структурах дипслужбы ФРГ. Аденауэр шел на это, так как эти дипломаты поддерживали его внешнюю политику интеграции с Западом. Для них это была цена, которую они были вынуждены платить за молчаливую поддержку со стороны федерального канцлера.
-- Вы рассчитываете, что итоги вашего исследования станут уроком для нынешних германских дипломатов?
-- Комиссия историков выявила правдивый образ германской дипломатии времен нацизма и первых послевоенных лет. Мы располагали доступом к нужным нам архивам. На первых порах в отношении работы нашей комиссии было немало критики в самом внешнеполитическом ведомстве. Рассчитываем, что МИД положительно воспримет наши выводы, ведь предстоит переосмысление целого ряда подходов к историческим традициям этого ведомства. Министр иностранных дел Гидо Вестервелле заявил о необходимости включения книги в программу подготовки молодых дипломатов. Я считаю, что это очень важная реакция.
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин