Время новостей
     N°196, 26 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2010
В любых обстоятельствах
Фестиваль «Сезон Станиславского» привез театр из Абхазии
Международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского» ежегодно проходит в Москве с 2006 года и показывает спектакли театров России и зарубежья, созданные режиссерами, удостоенными премии Станиславского.

В этом году фестиваль в основном составили московские спектакли, а также были показаны «Идиот» Эймунтаса Някрошюса, который москвичи могли видеть в прошлом году, новый для Москвы спектакль горячо здесь любимого Алвиса Херманиса «Вечеринка на кладбище» (см. «Время новостей» от 25 октября) и уже не раз привозимая в столицу, но не менее прекрасная его же «Соня». А еще сыгранные в один вечер спектакли Абхазского государственного драматического театра им. Чанбы «Махаз» и «Гуарапский писарь» в постановке Валерия Кове.

Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Валерий Кове с 1985 года возглавляет этот театр и как главный режиссер, и как директор. Сын выдающегося абхазского актера, он посвятил себя абхазскому театральному искусству, придав ему тот стиль, который самому наиболее близок. Кове предпочитает театральный лаконизм, пустое пространство сцены, и вовсе не из-за материальных трудностей, которые конечно же в сухумском театре есть, но все-таки в основном потому, что таким образом на сцене главным становится актер. А еще «режиссер Кове пребывает в том счастливом состоянии, когда мастерство, энтузиазм и опыт дружат меж собою: дай бог им дружить и в будущем», писал в нашей газете (см. «Время новостей» от 5 мая 2006 года) про него критик Александр Соколянский.

После того как спектакль «Махаз» был признан лучшим на фестивале «Восточный Авиньон», проходящем в румынском городе Сибиу, Валерий Кове в одном из интервью признался: «На одном из международных театральных фестивалей, на котором мы показывали спектакль «Махаз», нас назвали неомодернистами или неоавангардистами. Я же сказал о том, что ни тем, ни другим мы не предполагали становиться. Я уверен, что театр, режиссер, актер должен защитить себя сам, своими силами, не прячась за спецэффекты. И если театр живой, сродни религиозному действию, он сумеет захватить зрителя».

«Махаз» -- это смешная и трагическая история из романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», про пастуха, который мечтал о сыне, а рождались у него одни дочери. «Гуарапский писарь», в основе которого повесть куда менее известного Михаила Бгажбы, рассказывает про то, как бродячий театр приезжает в далекое село, хочет сыграть спектакль, жители актеров не понимают, спектакль срывается, но одному из сельчан театр попадает в душу.

Театральная игра абхазских актеров тоже попадает в душу зрителям, особенно в таком праздничном состоянии, в котором они пребывали на единственном московском показе. Театр в Сухуми не мог нормально существовать несколько лет, в театре не было света, актеры не получали зарплаты, мужчины воевали, спектакли играли на редких выездах и гастролях. И вот участие в престижном московском фестивале, понятное волнение. Московские абхазы счастливы слышать родной язык, известные критики собрались на представление, потому что слышали о Валерии Кове как о театральной звезде Северного Кавказа, пришел и автор -- Фазиль Искандер... В общем, праздник состоялся.

Мария АЛЕКСЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр