Время новостей
     N°196, 26 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2010
Никиту Михалкова забросают копейками
Последний месяц в СМИ горячо обсуждается информация о том, что вознаграждение «за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях», более известное как «налог на чистые болванки», в ближайшие пять лет разрешено собирать Российскому союзу правообладателей -- организации, учрежденной режиссером Никитой Михалковым в ноябре прошлого года. Вознаграждение установлено правительством в размере 1%, и, по оценкам экспертов, общие сборы от него будут составлять примерно 100 млн долл. в год.

Российские блогеры не остались в стороне от обсуждения проблем авторского права в целом и «налога на болванки» в частности и начали акцию под кодовым названием «30 копеек для Никиты Михалкова». Суть ее проста: блогеры призывают отправлять на адрес Российского союза правообладателей диски, на которые записан любой, но обязательно легальный контент, например хоть личные фотографии, и 30 копеек монетками непременно серебряного цвета, то есть пятикопеечными или копеечными. Чтобы монетки не болтались в конверте, блогеры рекомендуют скотчем прикреплять их к картонке. Отправлять все это следует бандеролью или письмом с уведомлением о вручении. Инициировавший затею блогер Rakshasa уже сподвиг кое-кого отправить свою «часть подати» Михалкову и ожидает, что это начинание будет поддержано и другими.

Соперником Российского союза правообладателей по борьбе за право на деньги граждан является Российское общество по смежным правам, существующее уже много лет и еще в 1995 году назначенное сборщиком «денег за болванки» (эта норма была предусмотрена еще в 1993 году, но до недавнего времени не действовала). Однако надо отметить, что многих блогеров возмущает не только идея «отстегивать» деньги именно Михалкову и его союзу, но и вообще обязанность платить налог за пустые носители. «Почему, продавая, скажем, гитару, не подразумевается, что на ней начнут зарабатывать деньги и тем более исполнять чужие опусы?» -- пишет один, а другой добавляет: «А как же бумага, на которой можно записать чужие ноты или сценарий?» Многие и вовсе используют электронные носители исключительно как средство транспортировки личных данных и совершенно не понимают, почему они должны платить неизвестно кому авторские отчисления за свои фотографии или таблицы к собственным дипломным работам.

Глеб МЫШКИН