|
|
N°197, 27 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Андрей ЧМИЛЬ: «Керосин у нас не кончится»
Первенство Хоакина Родригеса в итоговом рейтинге Международного союза велосипедистов (UCI), четыре победы на трех «Гранд Турах» и в командном зачете испанской «Вуэльты», двадцать выигранных гонок, двадцать семь вторых и двадцать третьих мест -- таков результат выступления велогонщиков из российской профессиональной команды «Катюша» в сезоне 2010 года. Президент «Катюши» Андрей ЧМИЛЬ в интервью Ольге ЕРМОЛИНОЙ подвел итоги первых двадцати месяцев жизнедеятельности команды и рассказал о направлениях развития российского велопроекта «Катюша» в будущем году.
-- Если иметь в виду детский возраст команды, то успехи ее гонщиков впечатляющие. Вы сами считаете, что справились с задачами на сезон?
-- Если обратиться к жестким цифрам, то, конечно, можно прыгать от радости. За двадцать месяцев существования проекта нам удалось не только интегрироваться в элиту мирового профессионального велоспорта, история которого насчитывает более ста пятидесяти лет, но мы буквально ворвались в нее. Если прошлый сезон «Катюша» закончила десятой, то на этот раз заняла уже пятую строчку рейтинга UCI. В нынешнем более насыщенном и тяжелом для нас сезоне команде удалось достичь результата, о котором можно было только мечтать. Нам удалось выиграть два этапа на «Джиро», по одному -- на «Тур де Франс» и «Вуэльте», стать лучшей командой по итогам испанского «Гранд Тура», с чем «Катюшу» поздравил президент России Дмитрий Медведев, ну и наконец, наш лидер испанец Хоакин Родригес стал сильнейшим гонщиком планеты, возглавив индивидуальный рейтинг UCI.
Из главных неудач отмечу почти выигранную Александром Колобневым престижную гонку Льеж -- Бастонь -- Льеж, где он стал вторым, и его же седьмое место в групповой гонке на чемпионате мира. А ведь Саша -- двукратный серебряный призер чемпионатов и обладатель олимпийской «бронзы» -- был готов к победе в Австралии и психологически, и физически. Ему просто не повезло.
За нашу команду выступают гонщики девяти национальностей, однако, несмотря на разность мышления, спортсмены способны сотрудничать для реализации поставленных перед ними задач. Из-за того, однако, что россияне были интегрированы в профессиональный велоспорт только с конца 80-х, мы пока что стремимся к тому, чтобы в команде использовался опыт иностранных спортсменов, а наши у них учились буквально всему.
-- Это необходимо потому, что у иностранцев подход к работе иной?
-- Именно. В прошлом году мы из континентальной любительской команды «Итера-Катюша» перевели в профи троих, а в этом уже четверых гонщиков. Готовим молодое талантливое поколение, и поэтому в будущее смотрим уверенно. В соответствие с дальнейшим развитием проекта у нас уже организованы еще две новые команды -- для гонщиков до 23 и до 21 года. Они будут готовиться на сборах, участвовать в международных гонках, а также экипироваться в соответствии с подписанными нами спонсорскими контрактами не только вело- и спортивной формой, а также обеспечиваться велосипедами и аксессуарами точь-в-точь такими же, как и гонщики нашей главной команды. А общее количество людей, задействованных в проекте, достигнет 220--240.
-- Выходит, «Катюша» -- проект в истории велоспорта беспрецедентный?
-- Это так. Но столь бурного развития российского велоспорта не случилось, если бы Игорь Макаров -- президент группы компаний «Итера» и сам мастер спорта международного класса по велоспорту полгода назад не согласился занять пост президента национальной федерации. С его приходом процесс создания и увеличения этой беспрерывной вертикали формирования наших гонщиков был утвержден окончательно. На следующие пять лет мы подписали контракт с производителем немецких велосипедов «Фокус». В соответствии с ним по окончании каждого сезона в Россию для всех четырех наших «Катюш» будут поступать более 200 велосипедов. Плюс 120 велосипедов будут выделяться на социальный проект федерации -- для ДЮСШ, клубов и спортцентров.
А итальянская фирма «Сантини», чтобы обеспечить весь наш проект велоформой, потратит 460 тыс. евро. В 2011 году, к слову, будут подбираться также составы для российских женских профессиональной и любительской команд, а также зеленые юнцы -- будущие звезды трека, которыми уже занимается известный специалист из Самары Владимир Петров, а также развиваться направления маунтинбайка и BMX. Таким образом, все смешные высказывания в отношении «Катюши», дескать, это зависший над Россией вертолет и, когда у него закончится керосин, он хлопнется на землю, станут неактуальными. То, что наша континентальная команда «Итера-Катюша» выиграла в этом сезоне восемнадцать гонок и два этапа из четырех Кубках наций, также подтверждает правильность курса.
Единственное, чего нам не хватает, так это времени.
-- Каков бюджет всех действующих «Катюш»?
-- Бюджет профессиональной команды складывается не только из тех пятнадцати миллионов евро, которые мы получаем непосредственно от наших спонсоров «Итеры», «Газпрома» и «Ростехнологий», а также из средств наших технических спонсоров. За счет уже подписанных контрактов бюджет увеличился еще примерно на 3,5 млн евро. Профессиональная «Катюша», таким образом, не только вершина пирамиды, но и локомотив, который тащит за собой вагоны в виде континентальной «Итеры-Катюши», а также команд для гонщиков до 23 и 21 лет.
-- Признаться, нашим болельщикам трудно болеть за испанца Родригеса...
-- А казахи, например, радуются победам лидера своей «Астаны» Альберто Контадора.
-- Но у казахов своего велоспорта нет в принципе, тогда как наши традиции в этом виде весьма и весьма богатые.
-- Если мы начнем сравнивать «Катюшу», которой 20 месяцев от роду, с теми командами, с которыми мы боремся, то по идее мы должны были плестись в конце пелотона и радоваться самому факту, что мы в нем находимся. Но мы ставим перед собой большие задачи. Что же поделаешь, если сегодня наш российский велосипедный мир, к сожалению, не имеет своего Родригеса? Профессиональный велоспорт -- структура коммерческая. И мы должны понять и принять, что если испанец надевает на себя российскую или казахскую майку, а люксембуржец -- датскую и при этом выигрывает большие гонки, то нация, представляющая его команду, радуется.
Радуются же россияне наравне с канадцами голам наших энхаэловцев, которые позволяют той или иной команде НХЛ в конечном счете выигрывать Кубок Стэнли?
-- Вам известно, что о вас говорят как о руководителе авторитарного стиля управления?
-- Я думаю, что у ответа на этот вопрос есть корни. Финансирование проекта и команды исходит непосредственно из бюджета частной нефтегазовой компании «Итера». Эти деньги Игорь Макаров инвестирует в развитие проекта для получения определенных результатов. Поэтому мне, в частности, необходимо сделать так, чтобы все наши действия имели четкую направленность. Я не являюсь ни диктатором, ни авторитарной личностью, поскольку практически любые решения обсуждаю и с руководством, и с коллективом. А тем спортсменам, которые говорят обо мне как о человеке авторитарного стиля управления, просто не нравится проведение учебно-тренировочных сборов, которые отрывают их от семьи. Чем больше людей, с которыми приходится работать, тем больше мнений. И невозможно принять одно решение, которое бы устраивало всех. Но спортсмен должен понимать главное: для того чтобы собрать богатый урожай завтра, попотеть и пострадать необходимо сегодня. Достигнутые нами за двадцать месяцев результаты подтверждают, что мы на правильном пути. И до тех пор пока Игорь Макаров мне верит и пока мы будем действовать в соответствии с взятыми на себя обязательствами, руководство нашей командой я буду осуществлять именно в этом направлении.
-- Велосипедный спорт продолжают сотрясать допинговые скандалы, продолжается разбирательство по делу трехкратного чемпиона "Тур де Франс" испанца Альберто Контадора. В связи с этим какие меры предпринимаете вы, чтобы поставить заслон на пути распространения запрещенных препаратов?
-- Для нас это очень серьезный вопрос, вопрос престижа и доверия к командам. С нашими велогонщиками работают три опытных врача, которые осуществляют постоянный контроль и держат руку на пульсе. Все понимают, что допинг -- это зло и с этим надо бороться, так что муха не пролетит и комар носа не подточит.
|