|
|
N°196, 26 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Медицинская тайна
Академик Чазов предложил запретить рекламу псевдолекарств и самодельной медтехники
Депутаты Государственной думы продолжают законотворческую деятельность, результатом которой должен стать выход из правовой тени всех чародеев и целителей, врачующих телесные недуги. Вчера в Госдуму был внесен проект очередных изменений закона «О рекламе», сформулированных совместными усилиями главного кардиолога России академика Евгения Чазова и депутата от фракции «Единая Россия» Татьяны Яковлевой. Новая поправка предполагает полный запрет на рекламу в СМИ незарегистрированных (а значит, и не проверенных официально) методов лечения и диагностики. В первую очередь речь идет о запрете на распространение информации о не зарегистрированных на территории нашей страны медицинских приборах и квазилекарствах, которые в ходу у всевозможных народных целителей. Хочешь лечить людей -- объясни, каким именно образом ты это делаешь, настаивают законодатели и представители медицинского сообщества. Напомним, что в начале октября этого года Госдумой уже были приняты поправки к закону «О рекламе», запрещающие рекламу оккультных практик врачевания.
Не имея никакой реальной возможности контролировать рынок псевдомедицинских услуг силами регулирующих органов, таких как Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор»), власть должна ограничить хотя бы распространение информации о шарлатанах, посчитали инициаторы изменений законодательства. Предполагается, что после внесения поправок в закон будет введен полный запрет на рекламу «товаров, производство и реализация которых запрещены законодательством РФ; товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации; товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия таковых».
Сегодня увидеть рекламу чудодейственных приборов для лечения всех известных болезней -- от насморка до геморроя -- можно как на «слепом» ксероксном объявлении в метро, так и по центральному телевидению в самых рейтинговых программах о здоровье. Продают их обычно где-нибудь в доме культуры на окраинах российских городов. Цена обычно на пределе возможностей среднестатистического пенсионера, но ведь за эти деньги обещают настоящие чудеса. Например, один предприимчивый «медик» из Самары два года во всех местных СМИ рекламировал прибор собственного изобретения, спасающий от гипертонической болезни. Из сотен подобных ему целителей самарского деятеля выделяло оригинальное ноу-хау: в своих рекламных выступлениях он не только хвалил свое изделие, но и активно дискредитировал широко применяемые в медицине лекарственные препараты, рекомендованные в том числе и Всемирной организацией здравоохранения. Разумеется, когда тяжелобольные люди отказывались от прописанных им лекарств, нередко наступало ухудшение. Об этом узнал в итоге академик Чазов, столкнувшийся с результатами «нового метода» лечения сердечно-сосудистых патологий. Он обратился с жалобой в Минздравсоцразвития, и в кратчайший срок «Роспотребнадзор» удостоверился, что эффективность самарского прибора не доказана клиническими испытаниями. А значит, и не может применяться в медицинских целях. Сейчас продажа прибора запрещена на территории России. Но это уникальный случай, проверить сотни сомнительных предложений в сфере народной медицины и домашнего самолечения просто невозможно.
Реальным препятствием на пути обманщиков должны стать каналы массовой информации, которые в случае принятия поправок будут нести материальную ответственность за сообщения о незарегистрированных лекарствах, методах лечения и диагностики. «Я считаю, что ко второму чтению надо было бы повысить прописанную в предложенной нами поправке ответственность физических лиц до 30 тыс. руб.», -- сказала «Времени новостей» Татьяна Яковлева. По ее словам, штраф до 2,5 тыс. руб. не может рассматриваться как серьезное наказание. При этом размер ответственности юридических лиц за распространение незаконной рекламы останется, по-видимому, прежним -- 500 тыс. руб. «Этого вполне достаточно, чтобы сделать подобные поползновения экономически нецелесообразными. А значит, надежно оградить граждан от опасности нарваться на шарлатанов», -- считает г-жа Яковлева.
«Непонятно только, почему Государственная дума принимает закон, который борется со вторичным явлением, а не с корнем проблемы», -- поделилась своими сомнениями со «Временем новостей» профессор кафедры профессиональных болезней и медико-профессиональной экспертизы Института усовершенствования врачей медико-хирургического института имени Пирогова Татьяна Пилат. Сталкиваясь по роду своей работы со множеством лекарственных средств, в том числе и не всегда с точки зрения медицинской науки легитимными, она уверена: «Важно не допускать попадания в свободную продажу неразрешенных в России лекарств и медтехники, усилить таможенный контроль». Ведь никакие поправки в закон «О рекламе» не решат проблему полностью. На сарафанное радио они не распространяются.
Галина ПАПЕРНАЯ