|
|
N°196, 26 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Баллада о прибавочной стоимости
«Паранормальное явление 2» на московских экранах
К новому дому подъезжает машина. «Это то, что я думаю?» -- интересуется выбирающаяся из нее Кэти (Кэти Физерстоун). «Не знаю, что ты там думаешь, но вещь стоящая», -- откликается ее муж Мика (Мика Слот), с порога снимающий происходящее на видеокамеру. Так начиналась первая часть «Паранормального явления» Орина Пели, мистического «мокьюментари», до родимчика напугавшего самого Стивена Спилберга и вызвавшего сенсацию по всей планете. Так заканчивается вторая часть «Паранормального явления», снятая Тодом Уильямсом (известен до сего момента по независимым проектам «Приключения Себастиана Коула» и «Дверь в полу»). В сущности, это приквел -- мы имеем возможность увидеть, что происходило в семье сестры Кэти Кристи (Спрэг Грейден) за некоторое время до начала кошмара первоисточника. А происходило вот что: в дом Кристи, где кроме нее живет ее муж Дэниел (Брайан Боланд), его дочка от первого брака Эли (Молли Эфраим), а также младенец Хантер и немецкая овчарка, как-то раз врываются вроде бы погромщики и переворачивают все вверх дном. Хотя ничего не похищено, радости от незаконного проникновения все равно мало, так что по всему дому в авральном порядке устанавливают камеры наблюдения. Записи с этих камер, перемежаемые домашним семейным видео, мы и будем наблюдать последующие полтора часа -- когда «под крышей дома твоего» начнут твориться вещи, которые при всем желании невозможно будет списать на соседских хулиганов.
В общем-то ничего нового по сравнению с оригиналом на экране не происходит -- общий принцип создания временами физически невыносимого ужаса от созерцания статичных планов пустых комнат остался прежним. Хотя, конечно, с участием грудничка все то же самое смотрится еще кошмарнее. Но ощущения уже не те. Во второй части, спору нет, есть эпизоды, от которых (вспоминая Александра Блока, прочитавшего на сон грядущий «Дракулу» Брэма Стокера) «было так страшно, что хотелось залезть под кровать». Но все-таки тут чуть больше «настоящего кино», чем хотелось бы. Взамен необъяснимых -- и, что куда важнее, необъясняемых -- происшествий, предлагается полный набор элементов, прекрасно известных по другим фильмам ужасов, которые и не думали маскироваться под реальный документ. В какой-то момент становится известно о некоем семейном проклятии; выясняется: единственное, что пропало из дома, -- ожерелье плохо закончившей свою жизнь матери Кэти и Кристи; ребенок и собака, даром что сочетание привычное, вызывают ассоциации не столько с соседями по подъезду, сколько с семейством Торренс из классического «Омена»; наконец, в какой-то момент на передний план выходит латиноамериканская домработница Мартина (Вивис), которая сразу чует неладное и вообще неплохо ориентируется в потустороннем мире, но очевидно, что и она пришла сюда совсем из другого кино, вроде «Затащи меня в ад». Все это не то чтобы портит дело, но отчаянно размывает заданные первой частью жанровые рамки. В конце концов, на эту тему можно было бы сделать отдельный, не связанный с «Паранормальным явлением» фильм -- и никто бы ничего не заметил.
Но если, так сказать, по ведомству чистого искусства налицо явные двусмысленности, то уж в том, что касается прикладной арифметики, все в полном порядке -- как и в прошлый раз. Первая серия, напомним, стоила приблизительно 11 тыс. долл., и только в американском кинопрокате собрала ровно в тысячу раз больше. Бюджет второй части несколько «солиднее» (без кавычек в этом случае точно не обойтись) -- 2,75 млн долл., но при этом сборы только за первый уикенд и только в Америке составили 40,75 млн. Несложно обнаружить, что подобную прибыль в сегодняшней экономической ситуации можно получить, пожалуй, только в нарко-, порно- или оружейном бизнесе. И преспокойно закрыть глаза на то, что продавшие душу демонам за славу и богатство обычно заканчивают неважно. Деньги не спят. Так что вряд ли кто-то особенно удивится, если франшизу теперь начнут эксплуатировать с энергичностью «Пилы» и через несколько лет на экранах появится очередное «Паранормальное явление» уже не менее чем под двузначным номером. А может быть, даже и в формате 3D, принципиально неуместном в конкретном случае, но позволяющем приписать к цифрам в расчетной ведомости еще несколько нулей.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ