Время новостей
     N°196, 26 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.10.2010
По желанию
«Дон Жуан» в Большом театре -- новая версия
С 28 октября по 3 ноября на Новой сцене Большого театра пройдут премьерные показы «Дон Жуана» Моцарта в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса. По словам постановщиков, московская версия спектакля, придуманного для летнего фестиваля в Экс-ан-Провансе (см. «Время новостей» от 7 июля), окажется во многом непохожей на фестивальный оригинал. Прежде всего потому, что другой дирижер за пультом другого оркестра -- это совсем другая история. Сам Курентзис полагает, что оркестр Большого театра вообще главный герой новинки. Действительно, если во Франции за музыкальную сторону дела отвечали специалисты по старинным стилям -- дирижер Луи Лангре и именитый Фрайбургский барочный оркестр, то оркестру Большого еще никогда не приходилось всерьез иметь дело с эстетикой и практикой аутентизма. По этому случаю специально закуплены жильные струны и смычки наподобие тех, которые использовались в моцартовские времена. Кроме того, дирижер пригласил участвовать в проекте не всех оркестрантов подряд, а только тех, кто хочет, «по желанию». Набралось около 50 человек, что примерно вдвое меньше обычного, но вполне достаточно для «исторически достоверного» исполнения. Курентзис и его ассистенты провели с музыкантами большую работу по изучению инструментального стиля моцартовской эпохи, каким он им видится. И, кстати, вспомнили, что некоторые из участников оркестра Большого театра, духовики например, и без того уже знакомы с седой инструментальной стариной (работу по созданию «старинной коллекции» начинал с медных духовых еще Александр Ведерников). Постоянный партнер Чернякова Курентзис обещает публике «невегетарианское» звучание, и можно предположить, что «Дон Жуан» может выйти в Москве в разы более зажигательным по звуку, нежели в Провансе.

Еще одна причина не считать московскую версию копией французской -- другой состав исполнителей. Из фестивального варианта осталось четыре солиста. Это чешская певица Черстин Авемо (одна из двух репетирующих Церлин, вторая -- солистка Молодежной программы Алина Яровая), бас Анатолий Кочерга (Командор, второй -- Леонид Зимненко), Колин Бальцер (Дон Оттавио, еще репетирует Райнер Трост) и Дэвид Бизич (в данном случае Лепорелло, в Провансе он пел партию Мазетто; второй Лепорелло -- Гвидо Локонсоло). И не смотрите, что персонажи второстепенные, в спектакле Дмитрия Чернякова каждый из них играет принципиально важную роль. Тем не менее в опере есть главные партии, и тут все исполнители будут новые: партию Дон Жуана в отсутствие гениального Бо Сковхуса репетируют Димириос Тилякос (экс-Макбет в одноименной постановке Чернякова) и Франческо Помпони. Оба, по словам режиссера, «совсем другой Дон Жуан». Донна Анна -- Сьюзан Гриттон (принимала участие в черняковской постановке «Диалогов кармелиток») и норвежская певица Биргитта Кристенсен. Донна Эльвира -- две российские певицы: прима Большого Екатерина Щербаченко и еще Вероника Джиоева. Мазетто репетируют Эдуард Цанга и Николай Казанский.

В Большом театре рассчитывают, что спектакль будут играть блоками по шесть-восемь представлений два раза в сезон в течение двух лет. Затем постановка отправится в мадридский театр «Реал» и потом в Торонто, как было запланировано еще до появления Большого театра в списке участников «совместной продукции».

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка