|
|
N°153, 23 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мятежник Ян Стенбек
Шведский деловой мир станет скучнее
В первую секунду нового тысячелетия небо над шведской столицей взорвалось небывалым фейерверком -- такой подарок два года назад медиамагнат Ян Стенбек преподнес родному городу на миллениум. Самый экстравагантный предприниматель Швеции, которого ненавидели профсоюзы, а конкуренты и бывшие коллеги обвиняли в бесцеремонности и агрессивности, с размахом встречал ХХI век, суливший его империи высоких технологий новые перспективы...
Два дня назад 59-летний бизнесмен-«мятежник», без которого, даже по признанию его многочисленных недоброжелателей, деловой мир страны станет скучным, скоропостижно скончался от инфаркта в парижском госпитале. «Скандинавский Мэрдок», «крестный отец» и даже «Грета Гарбо шведского бизнеса» (имелись в виду закрытость и окружавший его ореол таинственности) -- как только ни называли Яна Стенбека. Нам, однако, ближе другое определение, услышанное автором этих строк от гетеборгского знакомого, много лет проработавшего в России и хорошо знающего наши реалии, -- «шведский Гусинский». Как и российский олигарх, Стенбек, человек неуемных амбиций и невероятной энергии, разрушил государственную монополию на телеэкране, запустив в конце 80-х первый в Швеции частный канал TV3. В отличие от Гусинского Стенбек не вступал в политический конфликт с государством, но вся его карьера была вызовом степенным традициям национального бизнеса и казавшимся незыблемыми устоям «шведского социализма».
Выпускник Гарвардского университета в США, Стенбек в 1976 году открыл для себя мир высоких технологий -- стал акционером американской корпорации Millicom, пионера мобильной связи. Три года спустя он приобрел аналогичную шведскую компанию, положив начало своей телекоммуникационной и медиаимперии на родине. В 1983 году Стенбек отвоевал у других акционеров контроль над семейным предприятием Kinnevik и перепрофилировал его с традиционных сфер деятельности -- металлургии и лесной промышленности -- на информационные технологии. Запрет на телерекламу, делавший фактически невозможным существование в стране коммерческого телевидения, не остановил Стенбека: канал TV3 начал вещание по спутнику из Англии, на него не распространялись не только шведские рекламные правила, но и непомерные шведские налоги. После отмены рекламного запрета Стенбек развернул вещание на родной земле, открыв еще несколько телеканалов. Его компания мобильной связи Cоmviq победила в конкурентной борьбе государственную Televerket, а телефонная Tele 2 едва не обошла госмонополию Telia. Он еще раз поразил мир шведских СМИ, запустив в 1995 году в Стокгольме бесплатную газету Metro (с тех пор аналогичные издания появились во многих странах), побившую рекорды популярности и всерьез напугавшую традиционные газеты. «Попсовые» и очень прибыльные издания соседствуют в компании Стенбека Modern Times Group с рафинированным суперинтеллектуальным, но безнадежно убыточным журналом Moderna Tider.
Стенбек нарушал шведские каноны, предпочитая чуждые его соотечественникам американские манеры. Он шел напролом, добиваясь поставленных целей, к ярости почти всемогущих профсоюзов безжалостно увольнял непонравившихся сотрудников и, как настоящий «император», пренебрежительно относился к акционерам -- мог запросто не явиться на ежегодное собрание. Его обвиняли в налоговых махинациях (налоги в Швеции -- это святое!) и приписках. Тем не менее все признавали потрясающий предпринимательский дар Стенбека, а некоторые без обиняков называли его гением бизнеса. На вершине могущества империя стоила порядка 9 млрд евро, личное состояние приближалось к миллиарду. Правда, в последнее время магнат переживал не лучшие времена -- больно ударил спад в сфере высоких технологий, углублялись конфликты с налоговиками и акционерами.
Неожиданный уход Стенбека все сравнивают со смертью в Париже другого знаменитого шведа -- «спичечного короля» Ивара Крюгера. Богатейший и один из самых могущественных людей Европы (он контролировал три четверти мирового производства спичек) покончил с собой в 1932 году. Самоубийство Крюгера потрясло тогда весь мир -- блестящий бизнес не пережил Великой депрессии. Отец Яна Стенбека, адвокат Хуго Стенбек, входил в группу юристов, оценивавших осколки империи Крюгера. Заодно он купил по дешевке одно из крюгеровских предприятий -- Kinnevik. Оно и стало основой империи его сына.
В историях Стенбека и Крюгера есть еще одна любопытная параллель. В 1917 году Крюгер потерял в России большие деньги, когда большевики конфисковали его спичечное производство. Российская инвестиция Яна Стенбека, купившего не так давно 75% телекомпании «Дарьял-ТВ», тоже оказалась не слишком удачной. Впрочем, магнат теперь уже не узнает, чем закончится коллизия вокруг этого канала, лицензия которого после покупки шведским владельцем была выставлена на конкурс Минпечати.
Федор ЛУКЬЯНОВ