|
|
N°194, 22 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба с валютным несоответствием
Минфин США в поисках справедливого курса
Министр финансов США Тимоти Гайтнер в интервью газете The Wall Street Journal призвал страны «большой двадцатки» согласовать «нормы валютных курсов» для восстановления баланса глобальной экономики. На предстоящем саммите «двадцатки» в ноябре давление на Китай по поводу укрепления юаня усилится, однако конкретных соглашений по общей валютной политике или по запрету интервенций заключено не будет, считают эксперты.
Г-н Гайтнер заявил, что намерен стремиться к конкретным числовым ориентирам для достижения устойчивого торгового профицита или дефицита, и это будет способом восстановить баланс в глобальной экономике. «В настоящий момент нет ясного видения того, какие курсы являются справедливыми, -- сказал г-н Гайтнер. -- Мы бы хотели, чтобы страны двигались к стандартам валютной политики». Он надеется, что ведущие развивающиеся и развитые экономики будут сотрудничать по вопросам валютной политики, и благодаря этому станет возможным убедить Китай в необходимости поднять курс юаня. «Если бы Китай знал, что когда он начнет быстрее повышать свою валюту, другие развивающиеся страны тоже возьмутся за это, КНР было бы легче пойти на такой шаг», -- подчеркнул г-н Гайтнер.
Кроме того, г-н Гайтнер сообщил, что он попытается убедить другие страны в том, что США не пытаются провести девальвацию доллара в интересах своих экспортеров. Глава казначейства не видит особых причин для того, чтобы доллар продолжал снижаться к евро и иене, поскольку эти основные мировые валюты «почти выровнены». На этом фоне доллар укрепился вчера к евро с 1,396 до 1,391 долл., а к японской валюте -- с 81 до 81,84 иены.
Сегодня в корейском Кенджу начнется встреча министров финансов ведущих стран мира. Как сообщил Bloomberg источник в минфине, США попытаются добиться того, чтобы соглашение по валютным вопросам было достигнуто 22--23 октября либо на саммите в Сеуле в ноябре. Позиция США состоит в том, чтобы валюты «формировались рыночными движениями и фундаментальными экономическими показателями, а не правительственными интервенциями». Европейские лидеры также готовы поднять вопрос о валютном несоответствии. «Мы видим дисбаланс, этим процессам не хватает согласованности», -- заявила министр финансов Франции Кристин Лагард.
«Слова Гайтнера показывают: США пытаются создать единый фронт со странами «большой семерки», чтобы Китай и другие развивающиеся государства убедились в том, что надо позволить своим валютам повышаться», -- считает глава отдела валютной стратегии Brown Brothers Harriman Марк Чандлер. По его мнению, давление на Китай в ходе встреч «большой двадцатки» усилится. Между тем Поднебесная дает понять, что не намерена торопиться с валютными преобразованиями. «Если курс юаня не будет стабильным, стабильными не будут и работа компаний, и рынок труда, и общество. А если возникнут проблемы в китайской экономике и обществе, это будет катастрофа для всего мира», -- написала вчера газета "Жэньминь жибао", официальный печатный орган КПК. Китайский юань вырос лишь на 2,7% после того, как КНР отказалась от жесткой привязки своей валюты к доллару 19 июня 2010 года. По мнению западных экономистов, юань недооценен примерно на 20%.
«Главное оружие сегодня -- это соревнование по девальвации, -- считает известный экономист, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц. -- Разумеется, не все страны могут ослаблять свою валюту».
Николай КОЧЕЛЯГИН