Вчера глава МВД Польши Ежи Миллер сообщил, что проект окончательного отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о
катастрофе президентского самолета 10 апреля под Смоленском находится уже в Варшаве. Документ поступит в распоряжение комиссии по расследованию авиапроисшествий, которой руководит г-н Миллер. Текст на 210 страницах на русском языке передали в среду в Москве представителю Польши при МАК Эдмунду Клиху.
В работе над проектом отчета участвовали эксперты разных стран, в том числе из России, Польши и США. Документ содержит 72 вывода, касающихся непосредственных и косвенных причин смоленской катастрофы, а также семь рекомендаций, позволяющих избежать подобных ситуаций в будущем. Значительное внимание уделено техническим и системным причинам трагедии, описано состояние и оборудование разбившегося самолета, дана информация о квалификации экипажа. Там же помещены результаты исследований обломков самолета, данные регистраторов лайнера и диспетчерского пункта, оценка действий экипажа и диспетчеров в Смоленске, результаты экспериментов на тренажерах. В подготовке отчета принимали участие эксперты из различных областей, в том числе и психологи.
Проект окончательного отчета не подлежит разглашению. Теперь у польской стороны есть 60 дней, чтобы представить свои замечания и выводы. Только после этого МАК с участием представителя Польши подготовит окончательную версию отчета, которая должна быть опубликована.
На получение документа из МАК отреагировал польский премьер Дональд Туск. «Мне предстоит серьезная работа, -- сказал он. -- Польше следует дать оперативную и достоверную оценку отчету, указывая на вероятные недостатки, если они будут». Глава польского правительства изложил план дальнейших действий: «В первую очередь мы позаботимся о быстром и точном переводе. Обратимся также к тем экспертам, которые работают в польской комиссии по выяснению причин катастрофы. Возможно, обратимся также к международным экспертам за помощью при формировании оценки процедуры и способа расследования российской стороной. Но так или иначе у нас есть конечная дата».
Польская сторона должна дать ответ к 19 декабря. Однако уже вчера некоторые польские СМИ, ссылаясь на «достоверные источники», поспешили оповестить, что россияне уже знают ответ на главный вопрос -- кто несет вину за смоленскую катастрофу. «Газета выборча» указала в подзаголовке статьи: «Главная вина падает на Польшу».
Поляки требуют передать им обломки президентского самолета. Заместитель руководителя МАК Олег Ермолов пояснил, что после обнародования заключительного отчета его ведомство вернет их прокурорам. Когда же российские следователи поставят точку в своей работе, «вещественное доказательство» можно будет передать Польше. Тем временем глава польской дипломатии Радослав Сикорский выступил с «авторской идеей» соорудить памятник жертвам катастрофы из обломков самолета: «Хорошо бы объявить конкурс среди скульпторов Польши или даже всего мира, чтобы создать нечто, что всегда бы напоминало нам о трагедии в Смоленске».
Позавчера президент Польши Бронислав Коморовский открыл в сейме мемориальную доску, посвященную памяти 18 польских парламентариев, погибших в авиакатастрофе. Ее частью стал кусок фюзеляжа президентского самолета с белым орлом с национального герба. Этот обломок тогда еще маршалу сейма и исполняющему обязанности президента Коморовскому российские спасатели вручили 8 мая в Москве.