Время новостей
     N°194, 22 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2010
Уго и Махмуд против империализма
Венесуэла и Иран обещали миру новый порядок
Президент Венесуэлы Уго Чавес в заграничном турне крепит «антиимпериалистическую» составляющую своей внешней политики. Сегодня в Триполи он проведет переговоры с ливийским лидером Муаммаром Каддафи. Вчера в Дамаске он встречался с президентом Сирии Башаром Асадом, а до того в течение двух дней гостил в Тегеране.

В иранской столице по итогам переговоров венесуэльского гостя с президентом Махмудом Ахмадинежадом было подписано 11 соглашений о сотрудничестве, прежде всего в области нефти и газа. Речь идет о совместной разработке газового месторождения «Южный Парс» в Иране и создании танкерной компании для доставки венесуэльской нефти на рынки Азии и Европы. Договорились они и о строительстве нефтехимических заводов в Иране, который, как и Венесуэла, является одним из крупнейших экспортеров нефти, но испытывает при этом дефицит углеводородного топлива. Иранские СМИ напомнили, что две страны вместе реализуют около 80 экономических проектов, многие из которых близки к завершению.

В совместном заявлении Чавес и Ахмадинежад осудили «империализм США» и назвали свое партнерство «стратегическим союзом» -- дескать, «Венесуэла и Иран едины в стремлении утвердить новый мировой порядок, основанный на гуманности и справедливости». «Добивающиеся мирового господства государства находятся на грани краха», -- сказал президент Ирана. «Империализм вступил в решающую фазу упадка», -- подтвердил гость.

Два президента потребовали от США не превращать международные организации в инструмент реализации «дискриминационной политики и манипуляций». Они «решительно» осудили принятую 9 июня Совбезом ООН и поддержанную Россией резолюцию, ужесточающую режим международных санкций против Тегерана: «Эти санкции несправедливы, деспотичны и направлены на то, чтобы лишить Иран его законного права на мирный атом». Уго Чавес в общении с прессой полностью поддержал ядерную программу Ирана, подозреваемого мировым сообществом в намерении обзавестись ядерным оружием. «Решительное осуждение Венесуэлой навязанных народу Ирана санкций свидетельствует о глубине и прочности наших отношений», -- отметил Ахмадинежад.

«Оказавшись в относительной международной изоляции, Махмуд Ахмадинежад ищет внешнеполитические отдушины. Внутри страны у него объективно тоже сложное положение, усугубленное кризисом», -- пояснила «Времени новостей» заведующая сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. По ее словам, Иран и Венесуэлу сближает членство в Организации стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) и не полностью рыночный характер их экономик. Несмотря на разногласия правящих элит Ирана, «они сходятся в необходимости продолжения ядерной политики, но та ведет во внешнеполитический тупик, выход из которого возможен пока лишь в контактах со странами, также подвергающимися давлению США».

Иранский лидер называет венесуэльского братом, а тот его -- великим борцом с империализмом. В последнее пятилетие Иран стал одним из ближайших союзников Венесуэлы в мире. Всего Уго Чавес посетил эту страну девять раз -- столько же, сколько Россию, где побывал на прошлой неделе. В июне 2009 года он одним из первых поздравил Махмуда Ахмадинежада с переизбранием, вызвавшим массовые акции протеста иранской оппозиции. На этот раз в Тегеране гость поведал журналистам, что его устные договоренности с президентом Ирана «идут куда дальше письменных».

«Венесуэла и Иран давно и реально взаимодействуют на почве нелюбви к США. В 2008 году обе страны обязались развивать сотрудничество в военной сфере, после чего иранцы начали вкладывать средства в модернизацию ветшающего венесуэльского военно-промышленного комплекса. Наладились связи между их спецслужбами, -- сказала «ВН» директор Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Марина Чумакова. -- Сейчас иранцы ищут для своих ядерных программ в Венесуэле уран, неосвоенные запасы которого составляют не менее 50 тыс. тонн».

Александр САМОХОТКИН