|
|
N°194, 22 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Компромисс выше победы
Сторонам карабахского конфликта пора стать реалистами
До конца нынешнего года политико-дипломатический календарь принесет немало упоминаний о карабахском конфликте: нередко всуе, но иногда всерьез и во благо мирного урегулирования. Тему этого конфликта не смогут обойти при парламентских выборах в Азербайджане 7 ноября, хотя политические партии и блоки могут состязаться в обещаниях решить его любым путем и призывах к силовым действиям. Вскоре должны быть подведены итоги оценочной миссии сопредседателей Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), посетившей 3--14 октября районы вокруг Нагорного Карабаха, хотя вряд ли возможны в них неожиданности. В начале декабря не исключен новый раунд борьбы в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН вокруг азербайджанского проекта резолюции о положении на оккупированных территориях, перенесенного с предыдущей сессии. Все эти действа будут больше мешать переговорам по Карабаху, чем помогать им.
До конца года намечен ряд шагов, способствующих переговорному процессу. Это поездка сопредседателей Минской группы в регион, встречи на высоком или высшем уровне, а также назначенный на начало декабря в Астане долгожданный саммит ОБСЕ, взявшей на себя мирное урегулирование данного конфликта. Все это вряд ли приведет к прорыву в карабахском урегулировании, ведь позиции сторон по ряду важных вопросов остаются противоположными. Однако возможны постепенные подвижки.
Из-за острых инцидентов на линии соприкосновения войск особую актуальность обрело принятие сторонами дополнительных мер, направленных на укрепление режима прекращения огня, установленного в 1994 году и создание более благоприятной атмосферы для дальнейшего политического диалога и достижения договоренностей, как это предложили министры иностранных дел России, США и Франции в Алма-Ате 17 июля. Но пока не видно, чтобы стороны конфликта откликнулись на это предложение.
Более того, соглашение об укреплении режима прекращения огня, официально подписанное под эгидой ОБСЕ 4 февраля 1995 года тремя сторонами конфликта, включая Нагорный Карабах, ими не выполняется. Структуры общеевропейской организации стыдливо замалчивают это. Ни одна сторона не объяснила причин невыполнения соглашения, а ОБСЕ не ставит перед ними этот вопрос. В этой ситуации можно усомниться в верности сторон своим обязательствам и в способности ОБСЕ обеспечивать реализацию соглашений.
Срочная нормализация ситуации на линии соприкосновения нужна еще и потому, что стремления к скорейшему разрешению конфликта недостаточно. Сторонам потребуется отойти от запросных позиций на реалистические, а это займет годы. Ныне они охотно обвиняют друг друга, а иногда и посредников в пробуксовке переговоров, хотя это вызвано их же негибкостью. Одна из сторон считает неприемлемым статус-кво и добивается урегулирования на своих условиях, а вовсе не компромиссных. Однако она ни слова не говорит о том, сколько времени из 16 лет перемирия потеряно по ее вине.
В последние годы Россия во взаимодействии с другими государствами -- сопредседателями Минской группы ОБСЕ, США и Францией, -- проявляет дополнительную активность в стремлении ускорить разрешение конфликта. По инициативе и с участием президента России Дмитрия Медведева проведено шесть встреч президентов Азербайджана и Армении, две из них состоялись в этом году. Возможны и новые встречи в этом формате -- скажем, в дни саммита ОБСЕ в Астане. Необходимо, чтобы этот форум придал импульс работе со сторонами конфликта, особо подчеркнув неприемлемость для всей большой Европы любых планов решить его военным путем.
В последнее время появилось немало спекуляций о возможной позиции России в случае возобновления военных действий вокруг Нагорного Карабаха. Подстрекатели конфликта ждут от Москвы безразличия. Однако такой сценарий явно задел бы интересы и даже элементы национальной безопасности России, вызывая с ее стороны самое активное противодействие войне.
Серьезная помеха урегулированию в Карабахе -- неготовность общества к уступкам. Работа по ее преодолению почти не ведется, а внутренняя пропаганда воспевает недопустимость уступок. Но без уступок не бывает урегулирования споров, а тем более конфликтов. Ведь не зря говорят, что компромисс выше победы.
Владимир КАЗИМИРОВ, посол в отставке, первый заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов