|
|
N°193, 21 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Зимняя" резина
Перспективы Гран-при России 2014 года не выглядят однозначными
Схлынули первые радостные эмоции, наступили будни и время подумать, чем же для нашей страны обернется этап чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1» 2014 года в Сочи. Сможет ли Гран-при России, соглашение на проведение которого подписано на прошлой неделе, вывести нашу страну в элиту мирового автоспорта?
Прежде всего «Формула-1» -- это действительно чемпионат мира. Это значит, что здесь соревнуются лучшие из лучших как в техническом, так и в человеческом плане. Зрительская аудитория Королевских гонок уступает только чемпионатам мира по футболу и Олимпиадам. Но в отличие от них «Формула-1» проводится ежегодно. И дивиденды от того, что Россию включили в календарь самого престижного чемпионата в мире автоспорта, не измеряются только сборами от продажи билетов и доходами от туризма.
Если брать финансовую сторону вопроса, то и прибыль от зимней сочинской Олимпиады вряд ли сможет отбить затраты на ее организацию. Слишком масштабная реконструкция всей инфраструктуры Сочи и его окрестностей требуется, чтобы принять соревнования на должном уровне. Но все, что будет построено, останется на месте и станет служить людям в будущем: горнолыжные трассы и другие спортивные объекты, дороги и отели, новый аэропорт и скоростная железнодорожная магистраль. Кстати, и гоночную трассу как часть Олимпийского парка тоже можно смело отнести к наследству Олимпиады.
Конечно, вызывает большие сомнения, что автодром в Сочи сможет окупиться даже в далекой перспективе. И уж точно вряд ли за первые семь лет проведения Гран-при России, на которые рассчитан контракт. Босс «Ф-1» Берни Экклстоун на встрече с Владимиром Путиным в присутствии журналистов сразу после церемонии подписания документов уточнил, что пока заключены только рамочные договоры. Но детали даже этих стандартных в общем-то соглашений держатся в секрете, и все расчеты, во сколько же России обойдется в итоге право организовать домашний Гран-при, ведутся приближенно, сравнивая с другими этапами, недавно появившимися в календаре. И по самым скромным прикидкам получается, что за этот период организаторы, будь то государственная структура или управляющая компания частных инвесторов, должны будут раскошелиться минимум на полмиллиарда долларов.
Насколько выгодным окажется новый спортивный проект, зависит от многих факторов. Но прежде всего от посещаемости автодрома. Ведь основной доход организаторам гонок в «Формуле-1» приносит именно продажа билетов. Остальная прибыль, поступающая от телетрансляций и рекламы, идет в карман все тому же Экклстоуну. При этом Сочи с точки зрения выбора места проведения Гран-при проигрывает и Москве, и Санкт-Петербургу. В столице даже носящие абсолютно рекламный характер акции с участием «формулических» команд проходят при аншлагах, а Питер к тому же удобен для европейских болельщиков.
В Сочи же заполнить трибуны только местными болельщиками невозможно в принципе, а удаленность от той же Москвы делает проблематичным краткосрочный визит на побережье Черного моря ради посещения одной гонки. Перелет в тот же Будапешт или Стамбул занимает почти такое же время, а по стоимости может выйти и дешевле. Да и пребывание в российской здравнице обойдется едва ли не дороже, чем в Венгрии или Турции. Не уверен, что возможно обеспечить посещаемость за счет отдыхающих. Пик отпускников в Сочи приходится на середину и конец лета. Но в августе и в самой «Формуле» наступает перерыв, а июль традиционно поделен между старыми европейскими трассами. По этой же причине без зрителей могут остаться и гонки других мировых и национальных серий, которые следовало бы пригласить для полноценной загруженности трассы.
С привлечением иностранных туристов тоже дела обстоят не лучше: слишком уж экзотическим выглядит путешествие в такую с точки зрения европейца российскую глубинку. Возможно, после Олимпийских игр Сочи уже не будет казаться для Европы терра инкогнита, но расстояния никуда не денутся. До Стамбула ехать не в пример ближе и удобнее, но посещаемость Гран-при Турции на грани критической.
В эти выходные состоится первая гонка в Южной Корее. Дебют южнокорейского автодрома в провинции Чолла-Намдо теперь интересен нам не только со спортивной, но и с организационной стороны. О подписании контракта на проведение этапа в Стране утренней свежести Берни Экклстоун объявил в 2006 году, за четыре года до самой гонки. Место, выбранное корейцами для своего автодрома, также вызвало немало вопросов. Эта южная провинция -- одна из самых неразвитых в экономическом плане в стране. Основное население -- крестьяне и рыбаки. Трасса расположена недалеко от берега Желтого моря, в курортной зоне. Но несмотря на обилие исторических достопримечательностей и красивейший природный ландшафт, туристическая инфраструктура на самом побережье развита настолько слабо, что рядом не нашлось даже гостиницы для размещения пилотов и персонала команд. Близлежащий город, где есть достаточно вместительный и комфортабельный отель, расположен в 140 км от трассы. Но для болельщиков мест в нем уже нет.
Трасса обошлась организаторам в 250 млн долл. Из-за кризиса строительство автодрома едва не затянулось. И все-таки строители смогли уложиться в сроки. Последние недели на строительстве царил настоящий российский аврал, а некоторые важные объекты так и остались незавершенными -- гостиницы, парк и другие места отдыха и развлечений корейцы обещают достроить уже в следующем году.
До 2014 года в «Формуле-1» появятся еще три новых этапа: индийский, американский в Техасе и городская гонка в Риме. Хорошая компания, и чтобы не затеряться в ней, организаторам Гран-при России придется сильно постараться.
Дмитрий СИТНИК