Время новостей
     N°193, 21 октября 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.10.2010
Будет ли президентом Германии турок
Немецкие политики спорят об интеграции иностранцев
Находящийся сейчас с пятидневным визитом в Турции президент Германии Кристиан Вульф услышал от своего турецкого коллеги Абдуллаха Гюля, что немецкие политики должны «не эксплуатировать иммиграционные проблемы в политических целях», а помочь туркам в Германии поскорее интегрироваться в местную социальную среду. Высказывания эти прозвучали как раз тогда, когда в 81-миллионной Германии со все большим жаром ведутся споры о возможностях граждан с «иностранным фоном». Так в официальной статистике называют 15 млн немцев иностранного происхождения. Эти «натурализованные граждане» и еще около 8 млн иностранцев с видом на жительство, половину которых можно отнести к приверженцам ислама, и есть объект дискуссий.

В их пылу уполномоченный федерального правительства по интеграции Мария Бемер заявила, что если так пойдет, то уже в скором времени Германией сможет управлять канцлер турецкого происхождения: «Этого может добиться каждый независимо от происхождения. Это вовсе не утопия». Тем не менее проблемы полноценной интеграции значительной части «сограждан с иностранным фоном» успели стать здесь хроническими. Тема эта долгое время особой роли не играла, в том числе и в политике правящего ныне союза ХДС/ХСС. «Надежды возлагались на возникновение мультикультурного общества, но из этого ничего не вышло», -- подчеркнула г-жа Бемер. Такое общество предполагает сосуществование представителей разных народов и религий.

В последние годы о мультикультуре, чаще называемой немцами «мультикульти», говорилось немало. В минувшие выходные в Баварии на встрече с молодыми членами ХСС на эту тему высказалась канцлер Ангела Меркель: «Мультикульти мертва». Тем самым она поддержала главу баварского «Христианско-социального союза» Хорста Зеехофера, потребовавшего остановить приток арабов и турок и заявившего: «Мы не хотим выплачивать социальную помощь всему миру». Эту позицию разделяют 58% немцев.

Резкость высказываний канцлера для многих стала неожиданной. Ведь еще пару недель назад подобные суждения она называла контрпродуктивными. Когда член правления Бундесбанка Тило Саррацин позволил себе публично заявить, что «немецкая культура исчезнет под давлением ислама», он тотчас лишился должности. Вульф (он тоже христианский демократ, но его членство в партии на период президентства заморожено) прямо возразил Саррацину: ислам -- часть Германии.

Нынешние недвусмысленные слова Меркель и Зеехофера в значительной мере адресованы избирателям, утрачивающим симпатии к ХДС/ХСС. В самом партсоюзе на фоне его беспрецедентно низкого рейтинга началась дискуссия о смене партийного руководства. Ведь на кону утрата доверия избирателей, чья значительная часть пришла к убеждению, что политика интеграции провалилась. В обществе зреет возмущение, непонимание того, как в стране возникли «параллельные миры» мигрантов, чье существование правительство попросту игнорирует. На волне внутрипартийной критики Меркель и Зеехофера в качестве возможного кандидата в канцлеры все чаще называют 38-летнего министра обороны баварца Карла Теодора цу Гуттенберга -- такого мнения придерживается около четверти немцев.

Но и популизм Меркель тоже вряд ли сможет оказаться продуктивным. Понимая это, она пояснила, что дискуссия об интеграции предполагает «нашу открытость», и призвала не подвергать бесконечным атакам чужие религии. Меркель даже напомнила согражданам: «Алгебра и астрономия пришли к нам из арабского мира». К межрелигиозной терпимости вновь призвал в Турции и президент Вульф, давший резкую отповедь Зеехоферу. Позавчера Вульфа удостоили особой чести -- он стал первым президентом Германии, выступившим с речью в парламенте Турции. Высказывания гостя нашли столь горячий отклик в самой Турции и в турецких общинах Германии, что в обеих странах заговорили о появлении «оси Вульф--Гюль».

В своей речи Вульф подчеркнул, что турки Германии «чувствуют себя как дома в обеих культурах». Тем самым он выступил против требований об их полной ассимиляции: «Никто не должен отказываться от своей культурной самобытности или отрицать свое происхождение». Еще он сказал, что турецкие сограждане -- «часть страны», и выразил «сердечную благодарность бывшим гастарбайтерам». Но интегрироваться и знать немецкий все же надо. «Тот, кто хочет жить у нас, должен придерживаться действующих правил и принимать наш образ жизни», -- сказал германский президент. Одновременно он заметил, что мусульмане в Германии «могут достойно отправлять свои обряды», да и правительство готовит решение о подготовке имамов в трех немецких университетах. Но тогда и христиане в исламских странах «должны иметь равные права, готовить собственных молодых теологов и строить церкви». Короче, у всех людей, где бы они ни жили, должны быть «равные возможности вне зависимости от их конфессии».

Эксперты в Германии не склонны делать далеко идущие выводы из нынешней дискуссии. «В немецкой политике время от времени возникают конъюнктурные тематические циклы, месяц-другой обладающие мобилизационным потенциалом», -- заметил «Времени новостей» политолог Хольгер Кольб из экспертного совета фондов интеграции и миграции. Но «спустя некоторое время накал споров ослабевает, политики находят новые волнующие избирателей темы, и это в полной мере касается дискуссии об интеграции». По мнению эксперта, острые высказывания политиков и «демагогов типа Саррацина не повлияют на демократические устои Германии, где нет почвы не только для правого экстремизма, но и популизма в связи с отсутствием харизматичного лидера».

Проблемы, связанные с живущими в Германии мусульманами, «значительно преувеличены». Считается, что «здесь живет около 4 млн мусульман, но в расчет принимается лишь происхождение людей, а не их отношение к исламу». Многие считаются его последователями лишь потому, что они приехали из мусульманских стран. «Но среди таких «мусульман», турок или арабов, достаточно людей, которые не связывают свое мироощущение с исламом, а считают себя просто берлинцами, футболистами, наемными работниками. А ислам по критериям самоидентификации вообще может занимать одно из последних мест», -- заключил наш собеседник.

Юрий ШПАКОВ, Берлин