|
|
N°193, 21 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Два года с правом на приписки
Правозащитники подвели итоги общественного наблюдения за исправительными учреждениями
Нормальному функционированию системы общественных наблюдательных комиссий по контролю за исправительными учреждениями (ОНК), созданных при Общественной палате РФ, мешает противодействие работе контролеров со стороны тюремного начальства и региональных чиновников. Там же, где власти на местах и администрации колоний способствуют деятельности комиссий, этот институт защиты прав заключенных доказал свою эффективность. Такие итоги двухлетней работы единой системы тюремной правозащиты обозначили вчера члены ОП -- председатель общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) Мария Каннабих и секретарь палаты Сергей Катырин. Правозащитники, занимающиеся защитой прав заключенных, в целом согласны с общественниками, однако настаивают на повышении юридического статуса контролеров и более серьезной работе с тюремным начальством.
«Сейчас мы ведем подготовку к новому циклу работы комиссий -- еще на три года», - сообщил г-н Катырин. Новый цикл, по словам секретаря ОП, предполагает ротацию кадрового состава комиссий, действующих в 77 регионах страны. По мнению секретаря ОП, институт общественных комиссий, «несмотря на трудности», зарекомендовал себя с лучшей стороны и «теперь главная цель -- не растерять накопленный опыт, который поможет усовершенствовать наработанные механизмы защиты прав заключенных».
Напомним, что ОНК появились в 2008 году, после того как правозащитники и члены Общественной палаты настояли на принятии закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» (ФЗ №76). Главное достижение ОНК за два года, по словам г-на Катырина, то, что работа комиссий не превратились в формальность. «Заключенные доверяют комиссиям. Количество обращений только растет», -- отметил он.
Однако слова секретаря ОП кажутся странными, если учесть, что к тому времени, как в Москве трагически скончались юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский и бизнесмен Вера Трифонова, московская наблюдательная комиссия, которая в силу своего географического положения включает в себя лучших правозащитников страны, действовала уже почти год. При этом заключенные или обвиняемые, находящиеся в тюрьмах или СИЗО, гибнут до сих пор. Об очередном трагическом случае стало известно во вторник -- в СИЗО «Матросская Тишина» скончалась тяжелобольная Наталья Хохлова.
Тем не менее удручающее положение российских заключенных, которых в России, согласно статистике ФСИН, около 860 тыс. человек, не должно останавливать работу ОНК и развитие этого института защиты прав заключенных, уверена Мария Каннабих. «Трудности есть. Но общественные комиссии существуют всего два года, им надо дать время», -- считает она. Г-жа Каннабих заявила, что не все зависит от работы контролеров, поскольку за тем, в каком положении находятся заключенные, должны следить в первую очередь тюремные начальники и руководители ФСИН. А с этим, дала понять председатель общественного совета при ФСИН, дела обстоят не всегда хорошо. «Еще достаточно регионов, где местные власти и тюремная администрация, мягко говоря, не проявляют достаточной заинтересованности в работе комиссий», -- отметила г-жа Каннабих, не уточнив, о каких регионах идет речь.
Директор Института прав человека Валентин Гефтер предполагает, что г-жа Каннабих имела в виду дотационные регионы, и в особенности республики Северного Кавказа. «Там традиционно неоднозначное отношение к правозащите. И делать свою работу местным контролерам очень трудно», -- сказал «Времени новостей» г-н Гефтер. Правозащитник в целом согласен с общественниками, которые призывают не делать скоропалительных выводов по отношению к работе комиссий. По мнению директора Института прав человека, необходимо повышать законодательный статус общественных комиссий и контролеров, «чтобы начальники колоний свыклись с тем, что в их отношения с заключенными вклинилась третья сторона -- правозащитники». По его словам, "нужно выработать механизм, который бы способствовал реализации того, что контролеры напроверяли". Наконец, отметил правозащитник, «контролеры должны иметь нормальную материальную базу, чтобы не зависеть от той же ФСИН или властей».
Вячеслав КОЗЛОВ